В Куала-Лумпуре все спокойно: переговоры Россия–АСЕАН

Ежегодная конференция министров иностранных дел стран-участниц АСЕАН — фактически нечто большее, чем встреча глав внешнеполитических ведомств из 10 стран Юго-Восточной Азии. По устоявшейся практике их собственная встреча становится прелюдией к собеседованиям с коллегами, выступающими от имени официальных диалоговых партнеров Ассоциации (этот статус имеют Австралия, Индия, Канада, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США и Япония, а также ЕС). Далее следуют совещание 18-ти министров иностранных дел в формате Восточноазиатского саммита и заседание Регионального форума АСЕАН по безопасности (27 участников), плюс двусторонние контакты «на полях» перечисленных многосторонних мероприятий.

С 4 по 6 августа 2015 года этот дипломатический марафон проходил в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Как следует из совместного коммюнике, министры десятки в целом довольны прогрессом в делах строительства Сообщества АСЕАН (ожидается, что о его создании объявят под занавес 2015 года). Их устраивает позитивная динамика отношений с диалоговыми партнерами — как и признаки того, что АСЕАН постепенно входит в роль политического и экономического игрока глобального уровня. Что касается проблем безопасности, то главные предметы озабоченности — повсеместный подъем терроризма и экстремизма, конфликты на Ближнем Востоке и Корейском полуострове, необходимость урегулирования иранской ядерной проблемы, но более чем что-либо другое — воздействие споров о государственной принадлежности островов в  Южно-Китайском море (ЮКМ) на  военно-политическую обстановку в Азии.

Как уже не раз бывало, поборники «изоляции» России попытались использовать знаковое событие с ее участием в собственных целях. Когда в самом конце июля 2015 года в СБ ООН проходило голосование о принятии резолюции о том, что виновники катастрофы малайзийского «Боинга» должны предстать перед международным трибуналом, было заранее известно, что Москва наложит на нее вето. Была сделана ставка на то, что сразу после этого страны ЮВА устроят российским посланцам «горячий прием». Обойтись без соучастия Малайзии в этом демарше было невозможно, и спонсоры резолюции его добились. Но очевидно и то, что Малайзия (прекрасно осведомленная, как и другие члены Ассоциации, о желании Запада предрешить исход расследования) сделала свой выбор не с легким сердцем. Комментируя свою двустороннюю встречу с министром иностранных дел Малайзии Анифом Аманом, Сергей Лавров заметил: «С его стороны я увидел полное понимание российской позиции, которая нацелена на решение главного для наших малайзийских друзей вопроса — установления правды».

Итоги министерского совещания Россия-АСЕАН, состоявшегося 5 августа 2015 года, однозначно говорят не о намерении сторон сворачивать отношения, а о стремлении развивать их, делать это планомерно и комплексно. Достигнуты договоренности о проведении в 2016 году саммита Россия-АСЕАН, приуроченного к  20-летию диалогового партнерства, о создании Группы видных деятелей, представляющих Россию и страны АСЕАН, для подготовки доклада о совместных начинаниях, рассчитанных на длительную перспективу. Решено обновить и дополнить конкретными проектами «дорожную карту» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обменяться концертными программами, выставками и фестивалями в рамках перекрестного 2016 Года культуры Россия-АСЕАН. Из заявлений российских и асеановских дипломатов следует: их представления о принципах, на которых будет строиться региональная архитектура безопасности в  Азиатско-тихоокеанском регионе, практически совпадают. По сути дела, речь идет о том, что всеобщая, прочная безопасность в условиях АТР возможна только на внеблоковой основе, и только при «центральной роли» АСЕАН — игрока, который заведомо никому не угрожает, не способен принудить кого бы то ни было к чему бы то ни было, но обладает моральным авторитетом благодаря своей терпимости, умению договариваться, находить развязки и компромиссы.

Справедливости ради стоит заметить, что постулат о центральной роли АСЕАН в процессах регионального сотрудничества напрямую не оспаривают даже Соединенные Штаты с их упорной претензией на лидерство в АТР. В  Куала-Лумпуре приверженность этому постулату всячески подчеркивал Джон Керри. Чего стоят, однако, его слова, если соотнести их, к примеру, с предложением о «кооперативном патрулировании» акватории ЮКМ силами асеановских флотов — при подразумеваемой координации подобных действий с Тихоокеанским командованием США, выдвинувшим эту идею в начале 2015 года? Согласно американской логике, АСЕАН полноценно сыграет свою центральную роль, если внутренне сплотится, причем важнейшим признаком сплоченности будет способность говорить «одним голосом», полемизируя с Китаем по территориальным вопросам. Правда, встав на этот путь, АСЕАН мгновенно потеряет свою центральную роль, превратившись в младшего партнера США. Других, как известно, у американцев не бывает.

К счастью для Ассоциации, ни сейчас, ни в обозримой перспективе такой сценарий не выглядит реалистичным: внутри АСЕАН примерно поровну тех, кто настроен скорее на сближение с Китаем, чем с США, кто уповает скорее на Вашингтон, чем на Пекин, и кто ищет «золотую середину». Эта «третья линия» наиболее органична для азиатского юго-востока, подкрепляется его вековыми культурными предпочтениями. В конечном счете, именно она раз за разом торжествует на различных форумах, где представители АСЕАН формулируют общую позицию по проблематике ЮКМ. Единственное исключение из этого правила — министерская конференция 2012 года в Пномпене, где разногласия по все тому же болезненному вопросу помешали согласовать итоговое заявление. Этот сбой послужил для асеановцев серьезнейшим уроком, заставил их заново продумывать и выверять свое поведение по отношению друг к другу и внешним партнерам. В первой половине 2015 году страсти, так или иначе связанные с событиями в ЮКМ, вскипали временами настолько, что зародились опасения, как бы в  Куала-Лумпуре не повторился эпизод трехлетней давности. К чести АСЕАН на этот раз уравновешенность и благоразумие возобладали над тягой к конфронтации.

Виктор СУМСКИЙ,
Российский совет по международным делам



Контакты

119454, Москва
проспект Вернадского, 76, офис 501-502

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7(495)225-38-18, +7(495)234-83-61