Силат: и спорт, и искусство

14 декабря ЮНЕСКО принял решение дополнить список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества малайским силатом. О том, что такое силат, рассказывает востоковед Виктор ПОГАДАЕВ.

Силат известен на Малайском архипелаге с 7 века. Он считается исконным видом боевого искусства малайцев, населяющих побережье Суматры и Малаккского полуострова, от Аче до Келантана, Кедаха на севере и архипелага Риау на юге. Силат на Яве называется пенчак. Контакты с другими странами, в частности Индией и Китаем, также оказали влияние на развитие силата. Когда в 14 в. в Юго-Восточной Азии стал распространяться ислам, ему обучали наряду с силатом.

Силат сыграл важную роль в истории региона. В древних государствах Шривиджая (на Суматре), Маджапахит и Сунда (на Яве) воины в обязательном порядке должны были усваивать силат. Археологические материалы свидетельствуют, что в этих странах уже в то время существовала оформившаяся система боевой подготовки. По минкабоусской традиции, появление силата приписывается праотцу минангкабау, культурному герою Сури Дираджо. В яванском какавине (поэме) «Кидунг Сунда» рассказывается, какое искусство силата продемонстрировали в 14 в. воины короля сунданского княжества Паджаджаран, прибывшего в Маджапахит для заключения брака между его дочерью принцессой Питалокой и маджапахитским монархом Раджасанагарой. Маджапахитская сторона по настоянию первого министра Гаджа Мады неожиданно выдвинула требование о заключении брака по ритуалу, означавшему для Паджаджарана признание вассальной зависимости от Маджапахита, что вызвало схватку с сундами, начавшуюся на поле Бубат в северном предместье столицы Маджапахита. Хотя силы были неравными, и борьба закончилась истреблением всей сунданской миссии, включая короля, сунданские воины продемонстрировали высокие образцы мужества и умения владения приемами силата. С древних времён бугийцы и макассарцы с Южного Сулавеси были известны как бесстрашные воины и мореплаватели. Сейчас некоторые школы в Малайзии основаны на бугийских приемах. В средние века силат стал неотъемлемой частью воспитания султанов, полководцев (панглима) и воинов (пендекар) Малаккского султаната. Малайцы считают отцом силата легендарного полководца Ханга Туаха (15 век).

 

Легенда о силате
В одной деревне на Суматре жили муж с женой. Однажды муж ушел на базар и попросил жену убраться в доме и приготовить ужин. Пока мужа не было, жена решила прогуляться по берегу реки. Там она услышала сильный шум. «Что бы это могло быть?» – подумала она и спряталась в кустах. На берегу реки сошлись в схватке тигр и обезьяна. Несмотря на свою силу, тигр не смог одержать победу над проворной обезьяной. Женщина и не заметила, как прошел день и наступила ночь. Вернувшись домой, она встретила рассерженного мужа. «Где ты пропадала? В доме не убрано, ужина нет. Чем ты занималась весь день?» - и муж попытался ударить жену. Но она отпрыгнула от него и покатилась по полу. Муж так и не смог ее схватить. «Где ты научилась этому?» - спросил он. И жена рассказала, что видела, как спасалась обезьяна от тигра на берегу реки. Вот так женщина создала силат!

 

Во время голландского господства в Индонезии и британского в Малайзии силат был запрещен, особенно после восстания 1920-х годов и принятия Клятвы молодежи в 1928 (один из пунктов клятвы – требование независимости), и практиковался нелегально. Небольшими группами по пять человек патриоты занимались силатом ночью, на кладбищах под защитой духов предков. Вот почему традиции не были прерваны, и когда началась борьба за независимость, мастера силата были в первых рядах. Среди них были и женщины, например, индонезийка Энни Рукмини Секарнинграт из Гарута, которые в своем мастерстве не уступали мужчинам. Неудивительно поэтому, что и телохранителями первого индонезийского президента Сукарно были отменные мастера силата, что позволило сорвать многочисленные покушения на президента.

Единой унифицированной системы силата нет. В Малайзии наиболее известны: гаюнг (замах, выпад), гаюнг патани (патанийский стиль; Патани – общее название территорий на Юге Таиланда Патани, Яла, Сатун, Наратхиват, где проживает малайское население), линчах (ловкий, проворный), чекак (боевой). В основе - семь главных элементов, шесть из которых имитируют движения животных (курица, орел, летающая лисица, сова, крокодил, пантера), а один служит для образного воплощения сил природы.

 

Малайзийский музыкант Ман Каян (Нур Азман Норави) демонстрирует приёмы силата (Паханг, 2018)

Каждый стиль имеет свои характерные приемы и движения, технику, тактику. Обилие терминов отражает разнообразие техники и стилей, распространенных в разных уголках региона благодаря различным мастерам, которые разрабатывали свои стили, исходя из особенностей социально-культурного базиса. Сунданцы Западной Явы, например, обладают рафинированной культурой и тщательно разработанными социальными нормами. Для них силат - часть образа жизни, или как они сами называют «кровь тела». На сунданском языке это менпо (от маен пахо что означает «игра в трюки»). Различают четыре основных стиля: чиманде, чикалонг, тимбанган, чикарет. При этом используется техника ударов руками с серией характерных шагов, в том числе зигзаг (лангках зигзаг), треугольник (лангках тилу), прямоугольник (лангках опат) и др., которые могут быть очень опасными.

Считается, что слово силат происходит от минанкабоусского слова силек, обозначающего один из элементов народного танца рандей наряду с бакаба (рассказ) и салуанг джо денданг (пение и игра на свирели).  Таким образом, силат – не только единоборство. Это также танец под аккомпанемент народных инструментов, особенно бубна генданг. В Малайзии одной из разновидностей силата является силат пулут (вязкий силат), который также исполняется в виде танца, а в Брунее – силат чакак (боевой силат), который несмотря на своё название, исполняется под аккомпанемент инструмента гулинтанган (состоит из восьми небольших бронзовых гонгов, подвешанных между двумя столбиками или расположенных на деревянной платформе в виде металлофона). Некоторые приемы силата на Бали отражают влияние художественной культуры острова - танцы баронг, олэг, барис тумбак, гебуг энде. Силат на Западной Яве имеет название пенча и тоже исполняется как танец. Как искусство, силат стал источником вдохновения для традиционных сунданских танцев джаепонган, кетутилу, домбрет, чикерухан под аккомпанемент музыкальных инструментов. Эти инструменты, известные под названием генданг пенча (барабан пенча), состоят из двух наборов барабанов (генданг анак и кулантир), трубы (тетет) и гонга и предназначены исключительно для представлений силата. При этом используются установившиеся музыкальные ритмы: тепак дуа (два удара), тепак тилу (три удара) и др. Из поколения в поколение представления силата по всему региону украшают свадьбы, обряды инициации (обрезания), праздники урожая и все виды национальных празднеств.

 

Представление силата школьниками на малайской свадьбе. Куала-Пилах (Малайзия). Август, 2008

На Центральной Яве яванцы традиционно используют силат только для самообороны, и спиритический аспект (кебатинан) здесь более заметен. Возможно это связано с тем, что силат здесь развивался в кратоне (дворце) султаната Джокьякарты. В кратоне силат претерпел трансформацию от чисто боевого искусства, используемого в битвах, в сторону сложной формы духовного и гуманного образования. Такая форма позднее распространилась из кратона в соседние районы.

На Западной Суматре формы и значимость силата имеют различные культурные проявления. Как и на Западной Яве, проводится различие между самообороной, называемой силат, и танцевальным искусством, называемым пенчак, оказавшим влияние на традиционные танцы: севах, ало амбек, геломбанг. Народность минангкабоу, проживающая вокруг вулкана Мерапи на Западной Суматре, рассматривает силат как исконное единоборство (пусака анак нагари), которое предназначено только для «своих», которые должны уметь защитить себя при поездках в другие регионы. Но силат как танец доступен всем. В этом регионе почти каждая община (нагари) имеет свой собственный стиль (алиран) силата, названный обычно по имени основателя (силат Туанку Улакан, силат Пакик Рабун, силат Малин Мараджо) или местности, где он был развит (силат Куманго, силат Линтау, силат Старлак, силат Паух, силат Пайнан, силат Сунгай Патай, силат Форт-де-Кок). Эти стили могут подразделяться на две группы в зависимости от основной стойки (ку́да-ку́да). В прибрежных районах используется очень низкая стойка и предпочтение отдается ударам руками, в то время как в горных районах используется высокая стойка и доминирует техника удара ногами. На это оказывает влияние обстановка. На песке высокая стойка не будет устойчивой, а в горах, где поверхность неровная, низкая стойка будет неудобной. Как гласит пословица минангкабоу «алам такамбанг менджади гуру» (природа – наш учитель).

Силат включает в себя два основных раздела — бой голыми руками и бой с оружием. Для атаки в силате используются руки, ноги, локти и колени. Наиболее распространенные приемы включают в себя удары ногами, кулаками и ладонями, подножки и подсечки, толчки, захваты, завалы, броски, удушения и вывих суставов. В качестве оружия в силате используются:

  • Крис - кинжал с расширяющимся у рукоятки обоюдоострым лезвием длиной от 30 см, часто волнообразной формы. Длинный крис – как правило, прямое колющее и рубящее оружие длиной около 50 см.; короткий крис (малый или второй) – прямой или пламевидный кинжал, который носят (а иногда и применяют в бою) одновременно с длинным. Изготовляется мастерами-оружейниками эмпу путем многократной ковки полос железа различных сортов. В классическом случае используется метеоритное железо «с неба» и руда «из недр земли» (символ космического единства). Их соединение в ходе длительной обработки и последующее протравливание кислотами создают совершенный крис с характерным «узором» (памор).
  • Куджанг – разновидность холодного оружия у сундов. Пламевидный клинок, насаженный на небольшую рукоятку (кинжал) или длинное древко (копье).
  • Бадик - небольшой кинжал с расширяющимся к середине и плавно сужающимся к острию лезвием длиной от 12,5 до 20 см. Сильно согнутая рукоятка позволяет наносить колющие удары большой силы. Снабжен ограничительным кольцом, чтобы лезвие при применении значительных усилий не разрушило рукоятку. В прошлом использовался для ритуальных убийств. Иногда для достижения большего эффекта смазывается ядом кобры или скорпиона.
  • Педанг (сунданг) - одно или- двулезвийный меч (сабля). Различают две разновидности: педанг судук (колющее оружие) и педанг сабет (режущее оружие). Педанг судук заостена на конце, обоюдоострая, с центром тяжести, смещённым к рукоятке. Педанг сабет более широкая, конец заточен не остро, иногда тупой. Однолезвийная, центр тяжести смещён к концу. На Яве сабли с памором, иногда украшены рельефными узорами.
  • Паранг (голок) - большой прямой нож типа мачете. Разновидности: паранг гондок (с коротким клинком), паранг ладинг (с изогнутым клинком), паранг латук (с клинком, изогнутым на конце), паранг мондок (с коротким широким клинком) и др. Используется и в бытовых целях (например, для прорубки троп в густых зарослях джунглей).
  • Лембинг (селиги) – копьё, сделанное из дерева или бамбука.
  • Кайю (батанг) – стальная или железная палка, кусок дерева или бамбука.
  • Чабанг – трёхлезвийный нож, происходящих из трезубца.
  • Керамбит – небольшой нож в виде когтя, носимый в волосах. Обычно оружие женщины.
  • Сабит (челурит) – серповидный нож, используется также в бытовых целях.
  • Тонгкат (тойя) – посох, трость.
  • Патрем – женский крис . Небольшой и короткий. Довольно простой по форме, не имеет изгибов

В 20 веке силат распространился по миру под названием пенчак силат. Создана Международная федерация пенчак силата (ПЕРСИЛАТ), которая проводит чемпионаты мира - первый состоялся в 1982 г. в Джакарте. С 1987 он включен в программу Игр Юго-Восточной Азии. Соревнования проводятся по десяти весовым категориям среди мужчин и пяти - среди женщин (от 17 до 35 лет). Спортсмены выступают в традиционном костюме черного цвета пак карат.

 

На соревнованиях по силату во время Универсиады стран АСЕАН (Университет Малайя, Куала-Лумпур, апрель 2010)

 



Контакты

119454, Москва
проспект Вернадского, 76, офис 501-502

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7(495)225-38-18, +7(495)234-83-61