Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

20-й саммит АСЕАН: на пути к экономическому сообществу

20-й саммит АСЕАН: на пути к экономическому сообществу

04.05.2012

В начале апреля в Пномпене состоялся 20-й саммит Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, в ходе которого вновь была продемонстрирована решительность этой группы двигаться далее по пути создания сообщества АСЕАН. О результатах саммита специально для Центра АСЕАН МГИМО читайте в материале Аркадия Кощеева, магистранта второго года обучения (магистратура «Зарубежное регионоведение»), стажера посольства России в Бангкоке.

Менее трех лет осталось до срока, отведенного Ассоциацией для выполнения целей дорожной карты по формированию сообщества АСЕАН, охватывающего сферы экономики, политики и безопасности, а также социально-культурную область. Непосредственно к саммиту был подготовлен второй отчет об исполнении Плана создания Экономического сообщества АСЕАН (в дальнейшем «План»). О ходе построения Экономического сообщества также говорилось на заседании Совета Экономического сообщества АСЕАН (представляет собой регулярные совещания министров экономики, финансов, промышленности и торговли стран-членов Ассоциации), состоявшемся за день до саммита Ассоциации.

Экономическое сообщество видится как основа интеграционного процесса АСЕАН. Именно поэтому необходимо обеспечить своевременное выполнение Плана, что придаст дальнейший импульс развитию группировки, повысит доверие к асеановскому рынку как со стороны внутренних, так и внешних инвесторов и бизнесменов. По словам министра торговли Индонезии Г. Вирджавана, все члены АСЕАН в срок выполняют требования Плана. В частности «шестерка» (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Индонезия и Бруней) добились отмены таможенных пошлин по 99,11% товарных позиций, а «четверка» (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма) снизили пошлины на 98,86% товарных позиций до 0–5%. Таким образом, АСЕАН уверенно движется к выполнению одной из задача Плана — свободному перемещению товаров.

Министры также отметили важность подписания Соглашения о таможенных процедурах и Соглашения о создания единого рынка авиаперевозок. Оба документа являются важным шагом на пути к созданию Экономического сообщества, что подчеркивается и в Плане, и в Генеральном плане по наращиванию взаимосвязей в АСЕАН.

В целом, за 2008–2011 гг. задача построения Экономического сообщества был выполнена на 67,9%. С одной стороны показатель неплохой. Однако по-прежнему неизвестен механизм подсчета данного показателя. В связи с этим возникают подозрения, что в 2015 г. на очередном саммите будет заявлено, что Экономическое сообщество полностью построено, в то время как доказать или опровергнуть данное заявление будет очень сложно. Тем не менее, подобные декларации носят позитивный характер, прежде всего с точки зрения инвестиционной привлекательности региона. Стоит заметить, что в прессе АСЕАН все чаще фигурирует как единое торгово-инвестиционное пространство.

Что касается свободного перемещения услуг, ещё одного неотъемлемого элемента создаваемого Экономического сообщества, то на Совещании было отмечено промедление в исполнении восьмого пакета обязательств к Рамочному соглашению о торговле услугами, которое должно было завершиться еще к концу 2011 г. Выполнение данного соглашения предполагает постепенную либерализацию сферы торговли услугами в двенадцати секторах услуг в соответствии с правилами ВТО. Острым вопрос здесь остается явное нежелание некоторых стран увеличивать разрешенную долю участия иностранного капитала в национальных компаниях, вовлеченных в сферу услуг. В соответствии с Планом создания экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. разрешенная доля иностранного капитала по всем секторам услуг должна быть доведена минимум до 70%. Сейчас этот показатель находится на уровне 51%.

Также министры обсудили проблемы зоны евро, заявив, что согласованная валютно-финансовая политика это скорее хорошо, чем плохо. Тем не менее, греческий опыт показывает, что торопиться с созданием единой валюты в АСЕАН не следует. Стоит отметить, что разговоры о той или иной форме единой валюты для АСЕАН (а также АСЕАН+3) идут уже давно, однако в последнее время, как среди экспертного сообщества, так и среди политиков, главенствует мнение об отрицательных последствиях введения единой валюты на данном этапе развития группировки.

Контекст саммита определялся дополнительными выборами в парламент Мьянмы, которые прошли в стране в конце марта. Судя по всему, Мьянма встает на путь демократических и рыночных реформ. Такой поворот должен привести к снятию санкций, которые в значительной степени сдерживают экономическое развитие страны. О готовности инвестировать в экономику Мьянмы уже заявили крупнейшие компаний Ассоциации. Причем речь главным образом идет об инвестициях в развитие инфраструктуры, что непосредственным образом отвечает задачам построения Экономического сообщества. Понимание важности данного процесса продемонстрировали министры иностранных дел АСЕАН, единогласно призвавшие США и ЕС отменить санкции в отношении Мьянмы. Причем ЕС отреагировал достаточно оперативно, заявив о приостановлении действия санкций сроком на один год, за исключением запрета на торговлю оружием. США пока что готовы пойти лишь на улучшение дипломатических отношений, однако очевидно, что американский бизнес, имеющий рычаги влияния на власть, не захочет остаться в стороне по мере того, как экономика Мьянмы будет открываться.

Помимо ситуации в Мьянме, ключевой темой саммита стало сокращение в уровнях развития внутри АСЕАН. Как заявил премьер-министр Камбоджи, страны-председательницы АСЕАН в 2012 г., Хун Сен, в оставшееся до 2015 г. время Ассоциации необходимо продолжать целенаправленную работу по улучшению уровня жизни в АСЕАН, ориентируясь на реальные проблемы, с которыми сталкиваются жители региона. Этому должен способствовать целый комплекс мер, которые были обозначены в Повестке дня построения Сообщества АСЕАН, принятой по итогам саммита в Пномпене.

Во-первых, необходимо продолжать укрепление финансовой стабильности региона. Этому должно способствовать дальнейшее развитие механизма Чиангмайской инициативы. В частности, предполагается увеличить размер фонда с 120 до 240 млрд. долларов и тем самым повысить устойчивость национальных экономик к финансовым шокам.

Во-вторых, необходимо в намеченный срок выполнить задачи, установленные Планом строительства Сообщества АСЕАН. Соблюдение временных рамок укрепляет дисциплинированность Ассоциации, придавая ей больший вес на международной арене и улучшая инвестиционный климат в регионе.

В-третьих, особое внимание в оставшиеся два с лишним года стоит обратить на сельскохозяйственную сферу, укрепляя продовольственную безопасность в регионе, на сферу труда и миграции рабочей силы, повышая ее мобильность и конкурентоспособность. Учитывая опыт ЕС, а также специфику ЮВА сельское хозяйство может стать серьезным камнем преткновения, а следовательно интеграционное сближение в этой сфере следует осуществлять особенно осторожно.

В-четвертых, необходимо укреплять региональные механизмы мониторинга за стихийными бедствиями, которые ежегодно наносят колоссальный ущерб национальным экономикам АСЕАН, а также негативно сказываются на инвестиционном имидже Ассоциации. Учитывая, что АСЕАН стремится стать единой производственной площадкой, органично встроенной в международные производственные цепочки, Ассоциации придется серьезно задуматься о мерах снижения воздействия последствия стихийных действий на предприятия, расположенные в регионе.

Наконец, интеграция АСЕАН невозможна без повышения степени взаимосвязанности региона. Для этого страны-члены должны ускорить выполнение Генерального плана по наращиванию взаимосвязей в АСЕАН. Учитывая достаточно практический характер данного документа, важнейшую роль в его исполнении должны сыграть частные компании, которым будет оказана всесторонняя государственная поддержка. То есть речь идет о том самом государственно-частном партнерстве, которое, по задумке авторов интеграции, должно лечь в основу Экономического сообщества. Этим же целям будет отвечать недавно созданный Инфраструктурный фонд АСЕАН, чей первоначальный размер в 500 млн. долларов позволит финансировать до шести региональный проектов ежегодно. Интересно, что крупнейший вклад внесут Малайзия и Индонезия (150 и 130 млн. долларов соответственно), в то время как Таиланд, достаточно громко в последнее время заявляющий о своем стремлении стать региональным хабом, внесет всего лишь 15 миллионов.

Помимо этого по итогам саммита также были приняты Пномпеньская декларация АСЕАН «Одно сообщество — одна судьба» и Декларация лидеров АСЕАН о создании к 2015 г. зоны свободной от наркотиков.

На полях саммита также обсуждались кандидаты на пост Генерального секретаря АСЕАН. Полномочия Сурина Питсувана, занимавшего этот пост последние пять лет, заканчиваются в ноябре 2012 г. Наиболее вероятным кандидатом на настоящий момент является представитель Вьетнама в ООН Ле Лыонг Минь. В то же время в деловых кругах бытует мнение, что этот пост должен занять человек не из правительства, а из бизнеса, имеющий непосредственный опыт работы в условиях региона и не отягощенный «бюрократическим грузом». Однако нынешний генсек охарактеризовал подобные предложения как «незрелые и несвоевременные». Действительно, приходится признать, что в настоящее время импульс развитию АСЕАН по-прежнему придается со стороны руководства стран-членов. Все чаще раздаются заявления крупных компаний о готовности поддерживать интеграционные процессы, инвестировать в региональные проекты, но это скорее задел на будущее. Интересы бизнеса носят достаточно узкий характер, в то время как Ассоциации нужно решать широкий круг задач, в том числе используя политическую волю, а порой даже жертвуя определенными материальными интересами.

Аркадий КОЩЕЕВ,
студент 2 курса магистратуры «Зарубежное регионоведение»