Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Чему и как учат юных индонезийцев в школе при посольстве

Чему и как учат юных индонезийцев в школе при посольстве

22.01.2013

В Индонезийской школе в Москве как дети, так и учителя чувствуют себя частью большой дружной семьи, ходят вместе в музеи и на выставки, играют на гитаре и танцуют. Большинство индонезийских школьников не любят, когда учебный день заканчивается, а идея о том, чтобы пропустить занятия без уважительной причины, никому даже не приходит в голову. Посетив Индонезийскую школу в Москве, студентка второго курса факультета Международных отношений МГИМО Татьяна Андреева попыталась разобраться в том, как устроена система образования у индонезийцев.

 Итак, позвольте представить: Индонезийская школа в Москве при Посольстве Республики Индонезия
Год основания: 1963
Директор: Х. Сугиарто (1 год в России)
Предметы: религиоведение граждановедение, индонезийский язык, математика, естествознание, общественные науки, английский язык, русский язык.
Стоимость обучения: бесплатно

О школе

На сегодняшний день в Индонезийской школе всего 17 учеников и 10 преподавателей, включая директора, который преподает английский.

Учебный день обычно начинается в 9 утра с приветствия. Каждый индонезийский школьник приветствует преподавателей, пожимая им руку и прикладывая ее к собственному лбу. Заканчиваются занятия обычно около 16 часов. Но после этого школьники не расходятся: начинается внеклассная деятельность. Все, включая некоторых учителей, собираются в зале, разучивают новый танец или новую песню.

Индонезийцы учатся пять дней в неделю – с понедельника по пятницу, но зимние каникулы у них длятся всего около недели – с конца декабря по начало января, а летние – с начала июня по начало июля. «Здесь, в России, самые длительные каникулы в летнее время. Если по такому же образцу организовать «летние» каникулы в Индонезии, тогда школьникам там можно вообще не учиться» - смеется господин Сугиарто, директор Индонезийской школы в Москве. Действительно, в Индонезии тепло круглый год, а наш привычный снег и холод индонезийцам в диковинку. Некоторым ребятам настолько нравятся Россия, что, окончив общеобразовательную школу, они поступают в столичные университеты, в основном в РУДН.Другие же возвращаются в Индонезию и поступают в институты там.

Система обучения

Обучение в индонезийской школе состоит из трех этапов: начальная школа (с 1 по 6 класс), младшая средняя школа (с 7 по 9 класс) и старшая средняя школа (с 10 по 12). На последнем этапе школьники должны определиться, что они хотели бы делать в дальнейшем, так как им предстоит выбор: можно отучиться последние два года в так называемой академической школе, которая готовит непосредственно к поступлению в университет или пойти по профессионально-техническому направлению, чтобы сразу после окончания средней школы была возможность устроиться на работу. «Конечно, большинство школьников отдает предпочтение академической школе, ведь сейчас редко кому хотелось бы быть работником физического труда» - говорит господин Сугиарто.

После каждого этапа обучения индонезийский школьник должен сдать Государственный экзамен (Ujian Nasional). Не сдавший экзамен ученик должен повторно писать тест на следующий год.

«На этой неделе к нам должны прийти люди из Министерства Образования, которые будут проводить аккредитацию, - говорит директор Индонезийской школы, - они будут проверять, соответствует ли наша школа стандартам, принятым в Индонезии».

Всего стандартов существует восемь. Они включают в себя единство учебного плана, изучаемых предметов, надлежащую квалификацию учителей, достойный уровень инфраструктуры, единство в оценке знаний (в индонезийских школах используется 10-балльная шкала), а также в финансировании. Еще есть стандарт управления, который включает в себя, помимо всего прочего, общение родителей и учителей и совместное решение ими важных вопросов - как общих, так и касающихся конкретных детей.

«Недавно к нам приехали двое новеньких – два брата,- вспоминает господин Сугиарто,– до этого они никогда не учили русский язык, и, следовательно, им сложно было нагнать остальных. Тогда мы с их родителями решили, что будет очень хорошо, если школа сможет провести несколько внеплановых занятий русским языком для этих детей. Сейчас все нормально».

Уроки в индонезийской школе проходят в интерактивной форме: дети играют, смеются, и видно, что им очень весело вместе.

«В Индонезии обычный класс может состоять из 20, а иногда и 30 человек, - говорит Нетти Курниатти, учительница индонезийского языка, которая преподает в Индонезийской школе в Москве год и уже успела очень привязаться к детям. - Здесь же в группах не более 4 человек, поэтому мы имеем возможность общаться с каждым индивидуально, так же как и сами школьники могут общаться между собой. Именно поэтому мы часто обсуждаем вместе различные темы, вместо того чтобы все время просто читать или писать».

Столовая

Зайдя в класс во время занятия, можно увидеть многих детей, открывающих принесенные из дома контейнеры с едой. Нам объяснили, что самым маленьким разрешено есть в любое время, а вот для старших это не принято. Обеденный перерыв здесь длится с 13.00 до 14.00, и во время него школьники могут пойти в столовую и купить обед. В Индонезийской школе обычно готовят рис – любимое блюдо индонезийцев – в разных вариациях: с мясом, с овощами или с тофу.

Ученики

Индонезийские школьники поразительно улыбчивы и разговорчивы. Большинство из них на хорошем уровне знают английский, который является обязательным для всех предметом. Русский в большинстве школ в Индонезии является предметом по выбору, однако в России он обязателен для изучения. Большинству ребят нравится русский язык, однако многим он кажется очень сложным, поэтому не у каждого индонезийца получается понять все с первого раза. Однако мне удалось познакомиться с одиннадцатиклассницей, Рэни, она разговаривает на русском почти без акцента:

«Я родилась в России, мои родители работают в посольстве. Даже не могу сказать точно, какой язык я выучила раньше – индонезийский или русский. Теперь вот помогаю моим одноклассникам делать домашние задания. Я очень люблю Россию и собираюсь остаться здесь работать. Меня все устраивает: люди очень добрые, много друзей и такая разная погода. Россия - моя родина».

В заключение

«Хотел бы я что-то поменять? – говорит господин Сугиарто. – Наверное, я отвечу, что нет. Сейчас мы действительно самостоятельны. Да, есть определенные стандарты, например, подачи материала и организации учебных программ, но они довольно размыты. Это дает нам свободу подходить к преподаванию творчески и сделать процесс обучения максимально интересным для детей».

Татьяна АНДРЕЕВА
Фото: Роман КУЗНЕЦОВ