
28.03.2014
Таиланду не привыкать жить в состоянии кризиса. Не нова и реальность раскола страны на противников и сторонников партии «Пхыа Тхай» — очередной реинкарнации политической структуры, поддерживающей ставленников
Взлет и падение таиландской демократии
Таиланд, никогда не находившийся в колониальной зависимости, обладает, пожалуй, старейшим в
Таиланд, никогда не находившийся в колониальной зависимости, обладает, пожалуй, старейшим в
Попытки восстановить демократическую систему предпринимались в
В январе 2001 года на выборах в парламент победила партия «Тхай Рак Тхай» (ТРТ) во главе с крупным бизнесменом Таксином Чиннаватом. Не имея абсолютного большинства голосов, представители ТРТ сформировали коалиционное правительство. На следующих выборах в феврале 2005 года ТРТ завоевала уже более 70% мандатов и впервые смогла сформировать однопартийное правительство. Т.Чиннават занял кресло
«Таксинизация» всей страны и ее противники[2]
Причины нынешнего раскола таиландского общества кроются в популистской политике Т.Чиннавата. Массовую поддержку ему обеспечили широкие слои населения, представлявшие аграрные регионы страны, особенно
Программа Т.Чиннавата, ориентированная на предоставление льготных кредитов фермерам, дешевое медицинское обслуживание и поддержку промышленного производства по схеме «один тамбон — один продукт»[3], нашла живой отклик в стране, где разрыв в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными достигал пугающих размеров. По коэффициенту Джини (показателю неравенства доходов населения) Таиланд опережал многих соседей по региону. По данным ООН, в
В конце
Однако справедливо и то, что Т.Чиннават не забывал и о собственных финансовых интересах. Многие его внешнеполитические инициативы в отношении соседних Мьянмы и Камбоджи, по сути, прикрывали продвижение интересов его компании «Шин Корпорейшн». Таксина поддерживали и представители крупного капитала. Как отмечают таиландские исследователи Т.Чайват и П.Пхонгпайчит, Т.Чиннават попытался нарушить сложившиеся
Т.Чиннават попытался нарушить сложившиеся
Парадоксально, но массовые социальные программы Т.Чиннавата усилили внутренние территориальные диспропорции. В частности, вследствие того, что Демократическая партия, старейшая политическая партия Таиланда, оказалась на периферии политического процесса, были нарушены каналы представительства южных провинций, которые традиционно голосовали за демократов. К тому же южные провинции (три из них — Наратхиват, Яла и Паттани — населены в основном мусульманами) не были серьезно затронуты экономическими программами правительства. В результате на юге вновь обострилась проблема сепаратизма, казавшаяся в начале
Кроме того, действия Т. Чиннавата нарушили функционирование системы сдержек и противовесов, которую британский исследователь Д.Маккарго назвал «сетевой монархией»[5]. По сути, такая система, окончательно оформившаяся к
Смещение Т.Чиннавата c поста
На выборах 2011 года партия «Пхыа Тхай» (созданная взамен ТРТ и других ее реинкарнаций, запрещенных в период с 2006 года) во главе с младшей сестрой Т.Чиннавата получила в Палате представителей 265 мест из 500. Складывалось впечатление, что ситуация в стране относительно нормализовалась, открывая путь к национальному примирению. Появились признаки поиска компромисса между различными группами таиландской элиты. Вместе с тем Йинглак Чиннават, ранее занимавшаяся семейным бизнесом, не скрывала, что пришла в политику по просьбе своего брата и собирается руководить от его имени. Лозунг ее избирательной кампании звучал так: «Таксин думает, Йинглак делает». Фигура Й.Чиннават вполне устраивала военные круги. В июле 2013 года в результате перестановок в правительстве на нее были возложены функции министра обороны, однако она не собиралась вмешиваться в дела армии, а скорее пыталась формальными и неформальными способами заручиться поддержкой армейского руководства[7].
Не можешь играть по правилам, игнорируй их
Появление в 2006 году общественной организации «Объединенный фронт за демократию против диктатуры» («краснорубашечников» — цвет одежды символизировал их протестные настроения), поддерживавшей Т.Чиннавата, показало, что проблема раскола страны носит структурный характер.
Вероятно, уверенность в том, что ее политические позиции достаточно укрепились, и подтолкнула
Реагируя на рост общественного недовольства, 9 декабря 2013 года Й. Чиннават распустила парламент и объявила о проведении внеочередных парламентских выборов. Они были назначены на 2 февраля 2014 года, однако оппозиция заявила, что будет максимально препятствовать их проведению. С 13 января 2014 года в столице Таиланда началась многодневная акция «Закроем Бангкок», направленная на то, чтобы помешать правительству выполнять свои функции и сорвать выборы. В результате действий оппозиции голосование было нарушено в 18 из 77 провинций. Правительство запланировало провести дополнительные выборы в начале марта и конце апреля. В ответ оппозиция выступила с призывом передать власть временному правительству, в котором не должно было быть ни Й.Чиннават, ни сторонников партии «Пхыа Тхай». Кроме того, она предложила назначить невыборный Народный совет для проведения политических реформ, поскольку выборы, по мнению оппозиции, не могли стать решением проблемы политических противоречий в стране. Тем не менее в феврале 2014 года конституционный суд отказался аннулировать результаты голосования и тем самым, по сути, признал первый этап выборов состоявшимся.
Таким образом, используя протестное движение, оппозиция в лице Демократической партии, также не свободной от коррупционных скандалов, начала искать способы обойти существующую политическую систему. При этом она стремилась не просто получить доступ к власти, но и вытеснить из политики своих прямых конкурентов (Й.Чиннават и партию «Пхыа Тхай»), а главное — исключить любую возможность появления Таксина на политической сцене страны. Его возвращение означало бы, что демократам уже вряд ли
Необратимые процессы
Запущенные в Таиланде процессы будут иметь долговременные последствия. Противоборствующие силы не готовы к диалогу, не говоря уже о компромиссе или общем подходе к политической реформе. Но противостояние Й.Чиннават и лидеров оппозиции — лишь часть проблемы, с которой столкнулось таиландское общество. Ее более широкий контекст заключается в общем кризисе демократической системы. Многие жители страны по большому счету не удовлетворены ни одной из политических сил, не без основания считая обе стороны погрязшими в коррупции. В 2013 году в рейтинге стран мира, отражающем степень коррумпированности государственного сектора (Индекс восприятия коррупции — Corruption Perceptions Index), который ежегодно составляется организацией «Transparency International», Таиланд занял 102 место с показателем 35. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 до 100, где 0 — самый высокий уровень коррупции, а 100 — самый низкий. По данным опросов общественного мнения, проводившихся в конце февраля 2014 года Национальным институтом управления развитием (National Institute of Development Administration), более 60% населения Таиланда считают, что правительство должен возглавлять нейтральный
Используя протестное движение, оппозиция в лице Демократической партии, также не свободной от коррупционных скандалов, начала искать способы обойти существующую политическую систему. При этом она стремилась не просто получить доступ к власти, но и вытеснить из политики своих прямых конкурентов.
С этой точки зрения выборы действительно не могут серьезно изменить ситуацию в стране и провоцируют поиск внеконституционных форм политического представительства (например, в виде проекта «Народного совета»), выдаваемых за легитимный механизм под предлогом его поддержки протестным движением. Однако оппоненты протаксиновского правительства также не могут предложить реальные экономические альтернативы. Более того, они вряд ли готовы представить проекты, ориентированные на сокращение социальных диспропорций. В 2008 году лидер ныне оппозиционной Демократической партии А.Вечачива тоже прибегал к популистской риторике, заверяя таиландцев в том, что социальные программы Т.Чиннавата будут не только сохранены, но и расширены на другие сферы. Однако популизм Т.Чиннавата дал значительной части таиландцев надежду на рост доходов, и от этой надежды им будет не так легко отказаться. Об этом свидетельствует рост политической активности жителей
Политическая турбулентность не способствует и решению проблемы юга. Именно там, помимо Бангкока, 2 февраля 2014 года наблюдалось наибольшее количество случаев срыва голосования. Ситуация усугубляется тем, что
Происходящее в Таиланде пока остается в значительной мере внутренним делом этой страны. Со стороны Соединенных Штатов, важного политического и экономического партнера Таиланда, еще в самом начале противостояния прозвучали умеренные призывы к соблюдению демократических принципов обеими сторонами конфликта и недопущению переворота. В исторической ретроспективе ни правительства, сформированные «Тхай Рак Тхай»/«Пхыа Тхай», ни правительства демократов не подвергали сомнению приоритетность отношений с США, но в данном случае Соединенным Штатам, видимо, выгодно сохранение политического процесса в демократическом русле.
Очевидно, что нестабильность в Таиланде может иметь последствия не только для внутриполитического развития страны. Соседи по региону избегают официальных высказываний по поводу происходящих в Таиланде событий. Однако эти события, скорее всего, заставят другие страны
Для России дестабилизация Таиланда означает ослабление одного из ее наиболее перспективных (наряду с Вьетнамом) экономических партнеров в регионе. Отмена в декабре 2013 года визита Й.Чиннават в Россию
Качественно изменить ситуацию в стране,
1. Chaloemtiarana Th. The Politics of Despotic Paternalism. N.Y.: Cornell University, 2007.
2. Термин «таксинизация» был использован в названии книги Д.Маккарго и У.Патмананда: McCargo D., Pathmanand U. The Thaksinization of Thailand. Copenhagen: NIAS Press, 2005.
3. Тамбон — сельская административная единица более низкого порядка по сравнению с провинциями и округами.
4. Chaiwat T., Phongpaichit P. Rents and
5. McCargo D. Network Monarchy and Legitimacy Crisis in Thailand // The Pacific Review. 2005 (December). Vol. 18. № 4. P. 500–501.
6. С 1992 года Демократическая партия не имела большинства мест в законодательном органе Таиланда.
7. По некоторым данным, решающую роль в этой договоренности сыграло обещание премьера сохранить неизменной часть государственного бюджета, направляемую на нужды оборонного ведомства.
8. Парламент Таиланда состоит из Палаты представителей и Сената. Половина членов Сената избирается от провинций, вторая половина назначается Комитетом по отбору сенаторов.
9. «Желторубашечники», объединенные в «Народный союз за демократию», выступают против Т.Чиннавата и его сторонников. Желтый цвет является цветом короля, и таким образом представители этой группы протестующих выражают лояльность правящему монарху и несогласие с присутствием во власти клана Чиннаватов. Движение «краснорубашечников» под названием «Объединенный фронт за демократию против диктатуры», наоборот, поддерживает правительства, продолжавшие политику Т.Чиннавата.
Екатерина КОЛДУНОВА,
Российский совет по международным делам