
29.04.2015
Затяжной конфликт на юге Филиппин пока не желает перетекать в мирное русло, несмотря на всевозможные старания правительства Бенигно Акино III. Проект мирного соглашения под названием «Основной закон Бангсаморо» был представлен на рассмотрение Конгрессу 10 сентября 2014 года. Советник Президента по мирным переговорам, Тересита Квинтос Делес, описала событие, как исторически знаковое, позволяющее привнести долгожданный мир на Минданао. Во время церемонии президент Бенигно Акино III обратился к Конгрессу с просьбой «одобрить законопроект как можно скорее».
Казалось бы, страну, уставшую от террористических провокаций юга, ждали радужные перспективы в грядущем новому году. Однако, спустя несколько месяцев после подписания соглашения, произошло событие, которое вновь заставило Филиппины содрогнуться. Известно, что некий Зулкифли Абдхир, малайский специалист по взрывоопасным устройствам, давно находился в розыске ФБР США и скрывался на Минданао. Официальное прозвище Абдхира - Марван. Подозревают, что он являлся руководителем малазийского подразделения радикальной исламистской организации Джемаа Исламии. С декабря 2010 Филиппинская национальная армия (далее ФНА) провела десять военных операций по захвату террористического лидера. В результате последней Марван был убит, но силы ФНА попали в роковое окружение, повлекшее за собой многочисленные жертвы с обеих сторон.
25 января 2015 года три взвода элитных войск специального подразделения Филиппинской народной армии проникли в партизанский лагерь исламистов в барангай Туканалипао провинции Мамасапано с целью обезвредить Зулкифли Абдхира. Отряд ФНА ворвался в хижину, где тот по их данным находился, Марван открыл по военным огонь, но в итоге был застрелен. Покидая партизанский лагерь, спецотряд ФНА оказался в окружении вооруженных сил Исламского фронта освобождения моро (далее ИФОМ). В результате последовавшего кровавого столкновения погибли несколько десятков солдат ИФОМ и ФНА.
Расправа в Мамасапано стала крупнейшей военной трагедией за время президентства Бенигно Акино III. Председатель комитета Сената по вопросам местного самоуправления, Фердинанд Маркос-младший заявил, что на решении о принятии Основного закона Бангсаморо должен быть поставлен «жирный» крест, так как произошедшее в Мамасапано свидетельствует о грубом несоблюдении положений подготовленного законопроекта. В то время как палата представителей приостановила слушания по основному закону Бангсаморо, председатель нижней палаты Парламента Фелисиано Бельмонте заявил, что останется при своем изначальном мнении и поддержит законопроект во что бы то ни стало.
28 января 2015 года президент Акино выступил с телеобращением к нации и заявил, что ИФОМ должны найти виновных в убийстве членов спецотряда ФНА. Кроме того, он объявил 30 января «Национальным днем траура» и настоял на скорейшем решении Конгресса в пользу принятия Основного закона Бангсаморо. Наряду с этим Акино признал, что к трагедии привело «отсутствие координации» среди правительственных сил и Исламского фронта освобождения моро.
Задолго до событий в Мамасапано Акино отстранил от должности начальника полиции Алана Пурисиму, который, как утверждают в филиппинской прессе, не только знал о намеченной операции, но даже взял ее ход под свой контроль, несмотря на отстранение по приказу Верховного главнокомандующего. В то же время заместитель генерального директора специального подразделения ФНА Леонардо Рохас и секретарь внутренних дел и местного самоуправления Мар Эспинья не были уведомлены о планируемой акции. Вероятно, между правительством и руководством Филиппинской национальной армии, действительно, возникла определенная несогласованность действий. В результате, мирные переговоры неожиданно оказались под угрозой срыва.
Согласно официальным правительственным источникам, истинные причины произошедшей на Минданао трагедии выясняются. Об окончательном установлении мира на юге страны говорить, видимо, еще рано. Однако все предпосылки для этого есть. Основные задачи, которые стоят сегодня перед правительством – это тщательный анализ и выяснение обстоятельств произошедшей трагедии. Не менее важно сохранить репутацию законопроекта, предложенного на рассмотрение Конгрессу в 2014 году, а также попытаться донести до правительственных деятелей и представителей филиппинского общества, оппозиционно настроенных к нему, что Основной закон Бангсаморо выведет стороны конфликта на качественно новый уровень переговоров по достижению мира в регионе.
Безусловно, новые жертвы породили в обществе недоверие и разочарование. Действительно, исторический путь к миру на Минданао тернист. Тем не менее, руководство страны официально объявляет о том, что не будет отказываться от ранее избранного курса. По словам Акино, Основной закон Бангсаморо будет апробирован Конгрессом до июня 2015 года. Согласно закону, организация Бангсаморо заменит собой Автономное правительство региона Минданао, деятельность которого Бенигно Акино ранее признал безрезультатной. В итоге, главной целью руководства Бангсаморо станет конечное оформление 15-летнего процесса по установлению мира между правительством Филиппин и народом моро. В тексте закона сказано, что пришло время «эры прочного мира» и «развития» на Минданао. Так ли это на самом деле, во многом зависит и от того, насколько эффективными будут предложенные правительством меры по преодолению локальных конфликтов, подобных случившемуся в Мамасапано.
Вера ГОЛИКОВА,
студентка 4 курса ИСАА