В четверг глава российского МИД Сергей Лавров завершает визит в Малайзию, где принял участие в министерской встрече Россия-АСЕАН и провел настоящий «парад» двусторонних встреч «на полях». Лавров привез в Куала-Лумпур множество инициатив, к которым страны Юго-Восточной Азии отнеслись с интересом. И даже наградили российского министра новым именем.
Второй день дипломатического марафона Сергея Лаврова в столице Малайзии начался со встречи с шефом европейской дипломатии Федерикой Могерини, которая участвовала в мероприятиях по линии ЕС-АСЕАН. Они встретились с утра пораньше, с улыбкой поприветствовали друг друга, пожали руки перед телекамерами и продолжили общение за закрытыми дверями. Лавров и Могерини, которые в последний раз встречались в середине июля в Вене на заключительном этапе переговоров с Ираном, на этот раз беседовали почти час и предпочли не раскрывать подробностей. По словам источника в российской делегации, они обсудили «весь комплекс вопросов международной повестки, включая урегулирование ситуации в Палестине, Сирии и на Украине, проблему мигрантов в Европе и взаимоотношения России и ЕС».
Между тем в кулуарах форума и азиатские, и западные журналисты все время пытались «подловить» российского министра и узнать какие-нибудь подобности.
— What is your name? I’m Sergey from Russia, — серьезно говорил Лавров девушке с диктофоном, которая что-то спрашивала у него на ходу. Из-за плотного графика встреча министра c вьетнамским коллегой Фан Бинь Минем была запланировала в формате «на ногах».
Вьетнам и Новая Зеландия были первыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми Москва задумывала подписать соглашения о зоне свободной торговли. Параллельно с тем, как реализовывался проект Евразийского экономического сообщества, проработка соглашения с новозеландцами начала буксовать. Зато в конце июня 2015 года Ханой заключил с правительствами России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении договор о ЗСТ.
«Это не только экономически, но и политически значимый шаг, поскольку мы ни с кем в регионе не имели зоны свободной торговли. Среди стран АСЕАН Вьетнам является одной из приоритетных стран, с которой мы развиваем сотрудничество. Ключевое направление — ВТС: мы продаем вьетнамцам подводные лодки, строим в этой стране атомную электростанцию — первую в Юго-Восточной Азии», — напомнила «РГ» ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО Екатерина Колдунова. По ее словам, многие проекты со странами региона находятся в полузамороженном состоянии. «Экономическая составляющая наших отношений продвигается непросто по ряду причин. Во-первых, этому способствуют объективные факторы, прежде всего — географическая удаленность. Во-вторых, не надо забывать о том, что половина стран региона — союзники Соединенных Штатов или состоят с ними в особых отношениях, даже Вьетнам. Это также накладывает на них ограничения, хотя никто открыто об этом не говорит. При этом мы заинтересованы в том, чтобы развивать отношения с регионом, поскольку страны АСЕАН в совокупности должны быть для России одним из приоритетов в Азии», — полагает Екатерина Колдунова.
Сергей Лавров обсудил с азиатскими партнерами не только экономические проекты, но и вопросы безопасности, выступив с инициативой по созданию единого и неделимого пространства безопасности в регионе.
А еще российскому министру устроили яркую неформальную программу во время гала-ужина. Столик, за которым сидел российский министр, переодевшийся в национальный костюм малайцев, был отмечен колоритной табличкой с именем «Seroja». Хозяева явно хотели угодить московскому гостю, ведь это слово на малайском языке означает «лотос».