Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

К открытию выставки «Все краски Азии»

30.08.2016

В истории любого настоящего успеха всегда есть страницы, связанные с преодолением препятствий на избранном пути. Владимир Николаевич Анисимов – московский художник, основатель и бессменный руководитель Бюро творческих экспедиций – знает об этом не понаслышке. К началу текущего десятилетия Бюро, созданное в 1991 году, дабы познакомить мир с отечественным искусством и рассказать языком российского искусства о мире, организовало десятки групповых выездов наших художников в Индию и Индонезию, на Кубу, в Афганистан, Кувейт и Непал. Картины, написанные под впечатлениями об этих путешествиях, экспонировались в лучших музеях и выставочных залах тех стран, где довелось побывать художникам, воспроизводились на страницах иллюстрированных каталогов. Их представляли на суд взыскательной публики в Третьяковской галерее и Академии художеств.

Казалось, нет ничего невозможного и в том, чтобы проехать по десяти странам Юго-Восточной Азии, а потом подвести итоги поездки, устроив серию выставок и напечатав красочный альбом. Такое предложение поступило Владимиру Николаевичу из Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, причем имелось в виду, что проект завершится к моменту, когда Россия и АСЕАН будут праздновать двадцатилетие диалогового партнерства.

Как ни опытен в своем деле В.Н.Анисимов, вряд ли он ожидал, что его команде живописцев и графиков предстоит нечто вроде марафонского забега с барьерами, и финиш забрезжит только через пять лет. Помимо Индонезии, маршруты Юго-Восточной Азии были для Бюро совершенно новыми. Между тем, в каждой из десяти стран Ассоциации проекту нужны были влиятельные друзья (чтобы не сказать – соавторы), способные оценить его красоту и «загореться» его идеей, предложить россиянам «обзорные площадки», наиболее выигрышные именно с художественной точки зрения, и создать условия для плодотворной работы. Поиски таких партнеров, начинаясь при посредстве МИД России, посольств РФ в странах АСЕАН и асеановских посольств в Москве, раз за разом давали необходимый результат. Но все же на подготовку каждой экспедиции уходил не один месяц, и художники – люди эмоциональные и увлекающиеся – не находили себе места во время вынужденных простоев.

Наградой им бывали минуты, часы и дни, когда «сентиментальное путешествие» по азиатскому юго-востоку не просто возобновлялось, но щедро дарило сюжеты, о которых истинный художник может только мечтать. Нашим мастерам посчастливилось увидеть и талантливо запечатлеть исполинские храмы Ангкора и филиппинские джунгли, озаренные в полночь мириадами светлячков, «водную деревню» Кампонг Айер в брунейской столице Бандар-Сери-Бегаван, чей жизненный уклад формировался веками, и шедевр современного градостроительства под названием Сингапур – не говоря уже о многом другом.

Уникальность проекта состояла и в том, что он позволил представить российское искусство едва ли не на всех общественных «этажах». В странах «десятки» наши художники пользовались деятельной поддержкой министров и парламентариев, бизнесменов-меценатов и, конечно, представителей местной интеллигенции, собратьев по цеху. И все эти люди – вкупе с переводчиками, гидами, шоферами, сопровождавшими экспедиции Бюро, – становились свидетелями их самозабвенной работы, заинтересованно знакомились с ее первыми результатами.

На то, как высоко оценили радушные хозяева чуткость и отзывчивость россиян, их преданность профессии, указывали, между прочим, постоянные просьбы о проведении мастер-классов для местных любителей живописи. В Маниле наших соотечественников пригласили даже на мероприятие этого рода в тюрьму Билибид – исходя из того, что подлинное искусство помогает исправлению нравов и перевоспитанию оступившихся.

Так это или нет, не подлежит сомнению, что сделано замечательное дело, каким-то новым образом сближающее наши народы, позволяющее нам сообщить друг другу что-то очень важное о самих себе. Создавать великолепную галерею картин и рисунков помогала добрая воля множества людей, еще недавно не знавших о существовании друг друга. Стоит ли удивляться тому, что эта коллекция буквально излучает тепло и свет?

Виктор СУМСКИЙ,
доктор исторических наук,
директор Центра АСЕАН