Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

А.Трусов. В новый год Индонезия вступает с новым правительством

А.Трусов. В новый год Индонезия вступает с новым правительством

18.02.2015

В конце октября прошлого года новый президент Индонезии Джоко Видодо огласил состав нового кабинета министров. Как сам Видодо, так и простые индонезийцы возлагают на него большие надежды, ведь ситуация в экономике страны в последнее время развивается не в лучшую сторону. Показатели прироста ВВП достигли самых низких показателей за последние четыре года. Курс рупии продолжает ослабевать на фоне замедления экономического роста Китая – главного потребителя индонезийского экспорта. Тем не менее, в своих предвыборных речах Видодо обещал за два года ускорить темпы роста экономики до 7% за счет улучшений в инфраструктуре и промышленном производстве.

Поскольку в Индонезии министерские назначения не требуют одобрения парламента, президент имел возможность назначать чиновников исходя из своих личных предпочтений и принципов. Необходимо упомянуть, что оглашение нового кабинета министров было отложено на несколько дней, так как восемь кандидатур вызвали подозрения Комиссии по борьбе с коррупцией и Центра отчета и анализа финансовых операций. Новые министерские портфели получили 34 человека, из которых 8 – женщины, в том числе Ретно Марсуди – первая женщина - министр иностранных дел в истории Индонезии. 15 человек – выдвиженцы политических партий, поддержавших Видодо на выборах. Согласно сложившейся политической традиции, все индонезийские правительства, начиная с конца 1950-х годов, имеют официальные названия. В данном случае новый кабинет министров, сформированный Видодо, получил наименование – «Рабочий кабинет». Однако, следует отметить, что это название не имеет ничего общего с рабочими кабинетами, сформированными первым президентом Индонезии Сукарно в начале 1960-х.

Ниже представлен список лиц, занявших ключевые посты в новом правительстве.

Министры-координаторы:

  • Министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности – Теджо Эди Пурдиянто;
  • Министр-координатор по вопросам экономики – Софьян Джалил;
  • Министр-координатор по вопросам человеческого развития и культуры – Пуан Махарани;
  • Министр-координатор по вопросам водных ресурсов – Индройоно Сусило.

Министры:

  • Министр внутренних дел – Чахьо Кумоло;
  • Министр иностранных дел – Ретно Марсуди;
  • Министр обороны – Рямизард Рячуду;
  • Министр юстиции и прав человека – Ясонна Лаоли;
  • Министр финансов – Бамбанг Броджонегоро;
  • Министр энергетики и минеральных ресурсов – Судирман Саид;
  • Министр промышленности – Салех Хусейн;
  • Министр торговли – Рахмат Гобел;
  • Министр сельского хозяйства – Амран Сулайман;
  • Министр лесного хозяйства и окружающей среды – Сити Нурбая Бакар;
  • Министр транспорта – Игнасиус Джонан;
  • Министр водных ресурсов и рыболовства – Суси Пуджиастури;
  • Министр по делам человеческих ресурсов – Ханиф Дакири;
  • Министр по делам общественных работ и государственного жилищного строительства – Басуки Хадимульоно;
  • Министр здравоохранения – Нила Джувита Анфаса Мулук;
  • Министр культуры, начального и среднего образования – Анис Басведан;
  • Министр земельных ресурсов и стратегического планирования, глава Национального земельного агентства – Ферри Муршидан Балдан;
  • Министр социального обслуживания – Хофифах Индар Параванса;
  • Министр по делам религии – Лукман Хаким Сайфуддин;
  • Министр коммуникаций и информации – Рудиантара;
  • Министр исследований, технологий и высшего образования – Мухаммад Натсир;
  • Министр по делам кооперативов, малого и среднего бизнеса Индонезии – Анак Агунг Геде Нгурах Пуспайога;
  • Министр по правам женщин и защите детей – Йоана Сусана Ямбисе;
  • Министр по делам сельского хозяйства, неблагоприятных регионов и трансмиграции – Марван  Джафар;
  • Министр административных и бюрократических реформ ­– Юдди Хриснанди;
  • Министр планирования национального развития, глава Агентства по планированию национального развития – Андриноф Ханиаго;
  • Министр по делам государственных предприятий – Рини Сумарно;
  • Министр туризма – Ариф Яхья;
  • Министр по делам молодежи и спорта – Имам Нарави.

Назначение ключевых министров показало, что еще рано говорить об окончании политической эры М.Сукарнопутри. Бессменный лидер Демократической партии борьбы явно рассчитывала сохранить сильное влияние на президента и кабинет министров, и, в определенной степени, ей это удалось. Не без влияния Мегавати произошло назначение ее дочери Пуан Махарани на пост министра-координатора по вопросам человеческого развития и культуры – один из важнейших постов, координирующих деятельность ряда министерств и ведомств в правительстве Индонезии. Таким образом, Пуан буквально «пробилась» в большую политику, ведь до этого, кроме внутрипартийных должностей, серьезного опыта нахождения во власти она не имела. За людьми Мегавати также остались посты министра внутренних дел и министра юстиции и прав человека. Не следует забывать и о том, что новый министр обороны Рямизард Рячуду – это человек Мегавати, имеющий с ней очень близкие отношения. Не осталось без внимания общественности и назначение еще одного близкого Мегавати человека – Рини Сумарно, которой доверили должность министра по делам государственных предприятий. Представители других партий, так или иначе поддержавших Видодо на выборах, поделили между собой 11 министерских постов.

Эксперты, в основном западные, упрекают Видодо в большом количестве назначенцев (15 человек), вместо профессионалов (19 человек), что может помешать проведению в стране эффективных экономических и политических реформ. Вероятно, по задумке Видодо, назначение «своих» людей в правительстве должно компенсировать политический дисбаланс в стране, сложившийся после парламентских и президентских выборов 2014 года. Учитывая непростое положение в Совете народных представителей, где у пропрезидентской коалиции только 207 мест, против 292 мест у оппозиционной коалиции большинства, возглавляемой партией «Движение за великую Индонезию» (Gerindra) Прабово Субианто, Видодо стремиться иметь предсказуемое и подотчетное ему правительство как эффективный инструмент проведения своей политики.

Интересно отметить, что до оглашения итогового списка членов правительства многие предсказывали возвращение генерала Виранто на должность министра-координатора по вопросам политики, права и безопасности, который он уже занимал с 1999 по 2000 годы. Однако его кандидатура не была одобрена ввиду его неоднозначной репутации по вопросам соблюдения прав человека в прошлом. Еще одним серьезным обстоятельством против его назначения, вероятно, могла послужить непростая история его взаимоотношений с генералом Прабово Субианто после ухода Сухарто в 1998 году. Учитывая этот факт, назначение Виранто на столь важную и близкую к Видодо должность могло бы создать некоторую напряженность в отношениях с оппозиционной коалицией Прабово в парламенте. В итоге, на этот пост был назначен один из лидеров Национально-демократической партии Индонезии адмирал Рямизард Рячуду.

Одним из ключевых приоритетов своего правительства Видодо провозгласил превращение Индонезии в сильную морскую державу за счет реконструкции и развития портовой инфраструктуры и морского транспорта самого крупного в мире островного государства. С этой целью впервые в структуре правительства была создана новая должность министра-координатора по вопросам водных ресурсов. Новый пост получил Индройоно Сусило, до этого возглавлявший исследовательский центр при Министерстве водных ресурсов и рыболовства Индонезии.

Рынки и общество в целом довольно сдержанно отреагировали на новые политические реалии. Фондовая биржа показала рост, поддержав ожидаемое ранее экспертами назначение опытных в своих областях технократов Бамбанга Броджонегоро и Софьяна Джалила на должности министра финансов и министра-координатора по вопросам экономики. Им, как и другим членам нового правительства Индонезии, предстоит тяжелая, часто неблагодарная работа по реформированию экономики. В нем есть много достойных персоналий. Однако особого прорыва от нового правительства скорее ожидать не стоит, ведь традиция назначения лояльных власти чиновников вместо профессионалов была продолжена. Только время покажет, сумеет ли новое правительство ответить на современные вызовы, с которыми сталкивается Индонезия.

Андрей ТРУСОВ, студент 4 курса
факультета Международных отношений МГИМО