Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Е.Колдунова: Двенадцатый Диалог Шангри-ла: основные итоги

Е.Колдунова: Двенадцатый Диалог Шангри-ла: основные итоги

10.06.2013

В начале июня в Сингапуре состоялся очередной саммит Диалога Шангри-ла. Основные положения, содержащиеся в выступлениях министров обороны стран АТР, и общий ход дискуссии саммита позволяют констатировать наличие серьезных структурных противоречий в региональной архитектуре безопасности, несмотря на декларируемую приверженность всех сторон мирному решению существующих проблем. Подобная ситуация, по-видимому, будет осложнять продвижение российских инициатив в области региональной безопасности.

Основным фактором, который продолжает определять региональную ситуацию, является полномасштабный разворот США в АТР, не только в политическом и экономическом, но также и технологическом плане. В своем выступлении министр обороны США Чак Хейгел отметил, что Соединенные Штаты планируют разместить в АТР к 2020 г. 60% своих военно-морских сил. При этом на АТР уже приходится 60% американских военно-воздушных сил, находящихся за пределами США. Соединенные Штаты переориентируют на Азиатско-Тихоокеанский регион также военные подразделения, занимающиеся космической безопасностью и кибербезопасностью.

Лейтмотивом Диалога стал вопрос о стратегическом доверии в регионе, необходимость формирования которого особенно подчеркнул в своем выступлении премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг. В то же время, судя по всему, достижение такого доверия в АТР будет не самой простой задачей. Участники диалога так и не смогли прийти к единому мнению, как же все-таки могут быть соотнесены растущее военное присутствие США в АТР, процессы военной модернизации в странах региона и призывы к большей транспарентности в военной сфере. По ряду вопросов безопасности в регионе позиции США, Китая и стран Юго-Восточной Азии кардинально расходятся. В частности, представители Китая неоднократно подчеркивали мирный характер развития КНР, а также тот факт, что в своей истории КНР никогда не прибегала к таким методам как размещение своих военных сил за рубежом.

В этих условиях на первый взгляд у России в АТР имеется не очень широкое пространство для маневра в сфере безопасности. Российская инициатива внеблоковой архитектуры безопасности неизбежно будет идти вразрез с процессами усиления системы двусторонних альянсов США. Последним же в настоящее время придается новое содержательное наполнение. За счет стимулирования отношений между своими партнерами США стараются создавать региональные сетевые форматы взаимодействия, а также, помимо своих традиционных союзников в регионе, все более активно выстраивать отношения с Индонезией, Вьетнамом, Малайзией и Мьянмой. В то же время США рассматривают региональные институты как вторичные в деле поддержания региональной стабильности, им отводится вспомогательная роль, не предполагающая принятия каких-либо ключевых решений по вопросам безопасности.

В подобной ситуации, не отказываясь от продвижения проекта внеблоковой архитектуры безопасности, российской стороне, тем не менее, следовало бы рассмотреть различные тактические возможности усиления своего присутствия в регионе в области безопасности. Одним из возможных шагов в этой сфере могло бы стать присоединение России к различным региональным форматам военных учений в области противодействия природным катастрофам, сотрудничеству в области военной медицины и т.д., тем более что все указанные направления рассматриваются странами региона как особо перспективные с точки зрения взаимодействия с Россией.

Екатерина КОЛДУНОВА, Портал МГИМО