Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Е.Колдунова. Россия – Вьетнам: стратегия балансирования

Е.Колдунова.  Россия – Вьетнам: стратегия балансирования

30.11.2018

Регулярные обмены визитами и наличие комплексной институциональной инфраструктуры сотрудничества выделяют Вьетнам на фоне остальных стран АСЕАН и позволяют России рассчитывать на эту страну как на своего ключевого партнёра в регионе. Однако не стоит при этом считать, что Вьетнам целиком и полностью полагается на взаимодействие с Россией. Как и многие страны АСЕАН, он стремится придерживаться стратегии балансирования.

С 2012 года отношения между Россией и Вьетнамом характеризуются как отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства. По сравнению со всеми остальными странами Юго-Восточной Азии динамика контактов на высшем уровне отличается гораздо более высокой степенью интенсивности. Так, в июне 2017 года Россию посетил президент Вьетнама Чан Дай Куанг, в сентябре 2018 года – генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг (с октября 2018-го – президент Вьетнама). Российский президент Владимир Путин посещал Вьетнам уже пять раз (последний раз – в 2017 году в рамках участия в саммите АТЭС в Дананге). До ноября этого года премьер-министр Дмитрий Медведев был с визитом во Вьетнаме в 2015 году и – в должности президента РФ – в 2010 году.

Между двумя странами ведётся стратегический диалог на уровне заместителей министров обороны, работают межправительственные комиссии по вопросам военно-технического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Россия и Вьетнам сходятся в оценках многих стратегических вопросов, связанных с необходимостью формирования в АТР полицентричной международной системы, которая основывалась бы на общих принципах обеспечения безопасности и не допускала бы сохранения разделительных линий в регионе. Россия официально поддерживает полное выполнение Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, принятой в 2002 году Китаем и странами АСЕАН, и скорейшее подписание Кодекса поведения между ними, который предположительно сгладит остроту противоречий по поводу спорных островов в Южно-Китайском море, претензии на которые выдвигают Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней.

Россия и Вьетнам реализуют уникальные двусторонние проекты в экономической сфере. Так, на территории Вьетнама в нефтегазовой области действует совместное предприятие «Вьетсовпетро». В России работают компании «Русвьетпетро» (с 2008 года ведёт разработки месторождений углеводородов на территории Ненецкого автономного округа) и «Газпромвьет» (в Оренбургской области и Ямало-Ненецком автономном округе). Компания «Новатэк» планирует строительство терминала по приёму сжиженного природного газа во вьетнамской провинции Биньтхуан. В поддержку этих планов официально высказались в сентябре этого года Владимир Путин и Нгуен Фу Чонг. В 2015 году было подписано и с 2016 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Евразийской экономической комиссией и Вьетнамом, пока что единственное соглашение такого рода между ЕАЭС и одной из стран Юго-Восточной Азии.

Уже сам факт регулярных обменов визитами и наличие комплексной институциональной инфраструктуры сотрудничества выделяют Вьетнам на фоне остальных стран АСЕАН и позволяют России рассчитывать на эту страну как на своего ключевого партнёра в регионе.

Однако не стоит при этом считать, что Вьетнам целиком и полностью полагается на взаимодействие с Россией. Вьетнам, как и многие страны АСЕАН, сейчас стремится реализовать несколько компонентов стратегии балансирования.

Так, например, в сфере ВТС Вьетнам активно диверсифицирует свои связи за счёт сотрудничества с США и рядом других стран. В 2018 году Вьетнам впервые принял участие в военных учениях RIMPAC, организуемых Соединёнными Штатами. До выхода в 2016 году США из соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве Вьетнам также участвовал в нём, стремясь таким образом получить доступ к американскому рынку и технологиям.

В торгово-экономической сфере, несмотря на общую растущую динамику её развития, за последние несколько лет дважды наблюдалось падение товарооборота – в 2014 и 2016 годах. Реализация цели добиться к 2020 году увеличения товарооборота до 10 млрд долларов, сформулированной в 2010 году, пока что не просматривается. Так, в 2017 году товарооборот составил 3,55 млрд долларов, за первые девять месяцев 2018-го – 3,45 млрд долларов. Проект зоны свободной торговли (ЗСТ) «ЕАЭС – Вьетнам», судя по всему, позволил решить некоторые проблемы падения товарооборота и вернуть торгово-экономические отношения в русло поступательного развития. То есть сам механизм ЗСТ пока не даёт прорывных экономических результатов, но без него во взаимной торговле, скорее всего, наблюдалась бы стагнация.

При всём при этом ЗСТ «ЕАЭС – АСЕАН» представляется уникальным проектом, поскольку представляет собой основу для дальнейшего взаимодействий ЕАЭС и АСЕАН (в том числе с точки зрения реализации идеи «интеграции интеграций», предложенной Владимиром Путиным в 2015 году), даже если ЕАЭС будет двигаться по пути соглашений о ЗСТ с отдельными странами АСЕАН (на очереди – Сингапур), а не со всей ассоциацией сразу.

Отдельной проблемой остается стагнация двусторонних мегапроектов. Так, в 2016 году был заморожен проект сооружения первой АЭС во Вьетнаме, соглашение о строительстве которой было подписано в ходе визита Дмитрия Медведева во Вьетнам в 2010 году. Вместо этого стороны сейчас пытаются реализовать создание во Вьетнаме с российской помощью Центра ядерной науки и технологий.

Из-за санкций в отношении России, затрудняющих процесс получения экспортной выручки осуществляющими проект строительства ТЭС «Лонг Фу-1» «Силовыми машинами», под угрозой оказался и этот проект (реализуется с 2014 года, должен быть завершен в 2019-м). Таким образом, в юбилейный 2019 год, в год 25-летия со дня подписания Договора об основах дружественных отношений, Россия и Вьетнам войдут с комплексом непростых вопросов, требующих стратегического подхода к ответу на них.

Екатерина КОЛДУНОВА, Клуб «Валдай»