
02.10.2021
В августе 2021 г. произошло уже рядовое для политической жизни Малайзии явление в последнее время – отставка премьер-министра Мухиддина Яссина, который стал самым «быстрым» лидером в истории страны, пробыв на своем посту всего 17 месяцев. На его место пришел хорошо известный малайзийской публике опытный политик Исмаил Сабри Якоб, ранее занимавший пост министра обороны и старшего министра при кабинете Мухиддина Яссина. Напомним, ранее в феврале 2020 г. Мухиддин Яссин в результате очередной вспышки внутриполитического кризиса пришел на место главного политического долгожителя современной Малайзии – Махатхира Мохамада, который со своей коалиционной партией «Альянс надежды» сенсационно для многих победил на выборах в 2018 г. и положил на тот момент конец гегемонии Объединенной малайской национальной организации (ОМНО).
К большому сожалению для самого Мухиддина Яссина, его пребывание на посту премьер-министра страны пришлось на самый турбулентный во всех отношениях период за последние десятилетия. Глубокий внутриполитический раскол в стране, отсутствие консенсуса среди политического истеблишмента, активизация со стороны оппозиции, рост недовольства широких слоев населения, в особенности этнических китайцев в виду явного про-малайского крена Мухиддина – вся эта совокупность внутренних шоков наслоилась на еще более масштабный – коронакризис, который отправил в нокдаун малайзийскую экономику и лично Мухиддина Яссина.
О влиянии пандемии COVID-19 на социально-экономическое положение в стране красноречиво говорят цифры. Отметка по заболевшим COVID-19 уже уверенно перешагнула 2 млн. человек, демонстрируя тревожную динамику. В результате Центральный банк Малайзии снизил прогноз экономического роста до 3-4% вместо ранее прогнозируемых 6-7,5%. Валовой внутренний продукт упал на 2% во втором квартале 2020 г. по сравнению с первыми тремя месяцами этого года. Правительство также повысило прогноз бюджетного дефицита на 2021 г. с 5,4% ВВП до 6,5-7%. Наконец, под шефством Мухиддина Малайзия повысила потолок своего долга с 55% до 60% ВВП с перспективой дальнейшего увеличения до 65%. Характерно, что это первый со времен мирового финансового кризиса 2009 г. случай, когда страна Юго-Восточной Азии пошла на подобные меры.
Помимо чисто экономических потрясений от пандемии широкий резонанс получила серия непопулярных шагов в исполнении самого Мухиддиина Яссина. Так, например, он настаивал на закрытии законодательного собрания с января по август 2021 г. на фоне общенационального чрезвычайного положения, которое было объявлено для противодействия пандемии. В конце июля он неохотно согласился на проведение заседания, однако, запретил дебаты по поводу ЧС, чем вызвал гнев малайзийского короля, оппозиции и даже своих союзников по ОМНО. Ряд противоречивых политических маневров и неспособность взять под контроль эпидемиологическую обстановку спровоцировали также широкую волну недовольства со стороны простых граждан, которые запустили кампанию в интернете с призывами отставки Мухиддина, использую хэштеги #KerajaanGagal («Несостоявшееся правительство») и #MuhyiddinOut.
Все это привело к потере доверия со стороны населения и политических партий, о чем Мухиддин Яссин открыто сообщил, став первым в истории страны премьер-министром, сделавшим подобное заявление. Последующие события лишь усилили негатив в его адрес. Речь идет о стремлении Мухиддина заручиться поддержкой со стороны малайзийской оппозиции путем обещания проведения серьезных внутриполитических реформ в случае сохранения его на посту премьер-министра. В общей сложности Мухиддин предложил 7 масштабных преобразований, среди которых – ограничение срока пребывания премьер-министра в должности до двух сроков, запрет на «бегство» избранных должностных лиц в другие партии, обеспечение равного представительства депутатов от правительства и оппозиции в Специальном комитете парламента, повышение статуса лидера оппозиции в парламенте до старшего министра, снижение минимального возраста для голосования на всеобщих выборов с 21 года до 18 лет и другие. Однако в глазах общественности и политического истеблишмента подобные предложения выглядели как попытка «утопающего» премьера в состоянии агонии ухватиться за последнюю возможность, чего ему не удалось сделать. Предложения были отвергнуты, после чего 16 августа 2021 г. он подал в отставку.
Приход на его смену Исмаила Якоба, которому, напротив, посчастливилось найти расположение малайзийского короля, а также и 114 депутатов парламента, уже в первом приближении вызывает большой ажиотаж. Не случайно, король Малайзии даже отказался от обязательной процедуры прохождения вотума доверия в парламенте. Причин для подобного ажиотажа масса. Он стал уже третьим премьер-министром Малайзии за последние 18 месяцев. Исмаил Якоб первый премьер, который родился после обретения страной независимости от Великобритании в 1957 году. Он первый бывший лидер оппозиции, который теперь является главой государства. Наконец, он первый в истории Малайзии лидер страны, который не занимает руководящую должность в партии или коалиции. Последний пункт особенно интересен, поскольку Исмаил Якоб является членом ОМНО, которая после короткой передышки в 3 года снова ворвалась в «большую» политику. Символично, что именно с его кандидатурой многие в Малайзии связывают надежды на вывод страны из пандемийного и политического кризиса, а также возрождение престижа партии.
На первый взгляд, «малайзийскому фениксу» уже удалось добиться того, о чем его предшественник Мухиддин Яссин только мечтал – Исмаил Якоб заключил меморандум о взаимопонимании между правительством Малайзии и оппозиционной партией «Альянс надежды», которое призвано положить конец политической нестабильности в стране и совместными усилиями бороться с пандемией. В обмен на поддержку по наиболее важным вопросам, включая утверждение бюджета, роспуск парламента не ранее 31 июля 2022 г., проведение всеобщих выборов до 16 сентября 2023 г., новоиспеченный премьер пообещал реализовать список реформ, которые ранее предлагал Мухиддин Яссин. Для самого Исмаила Якоба, не обладая существенным перевесом голосов в парламенте, заручиться поддержкой оппозиционных сил здесь и сейчас – это жизненно важная задача. Для самой Малайзии – подобный союз на бумаге выглядит вполне логичным способом не допустить дальнейшей деградации ситуации.
Вместе с тем приход к власти Исмаила Якоба и его первые решения порождают большое количество вопросов и скепсиса, из-за чего заигрывания с оппозицией могут провалиться, а намерения избавить страну от политических и пандемийных проблем оказаться пустышкой.
Во-первых, в условиях текущих внутрипартийных войн добиться широкого консенсуса между основными политическими силами в Малайзии будет очень сложно, если не невозможно.
Во-вторых, в 2018 г. репутация ОМНО была дискредитирована серией коррупционных скандалов с участием ведущих представителей партии. Главным хедлайнером этого процесса стал тогдашний премьер-министр Наджиб Разак, которого впоследствии приговорили к 12 года лишения свободы. По этой причине в последние годы имидж ОМНО все более стойко ассоциируется с коррупцией, превышением должностных полномочий и некомпетентностью ведущих ее членов. Помимо Наджиба это касается также нынешнего президента ОМНО Ахмада Захида Хамиди, которого обвиняют во взяточничестве и незаконном присвоении денежных средств.
В-третьих, вызывают серьезные вопросы кадровые назначения Исмаила Якоба. Заняв кресло премьер-министра, он назначил своего предшественника Мухиддина Яссина председателем Национального совета по восстановлению в должности министра. Его основной обязанностью станет формирование стратегии борьбы с последствиями COVID-19. Учитывая провальную политику Мухиддина в подавлении пандемии, что в конечном счете стало причиной потери доверия, подобное назначение справедливо вызвало недоумение у многих представителей оппозиции и простого населения. Ситуация с кадрами усугубляется еще тем, что Исмаил Якоб предложил опальному Наджибу Разаку стать его личным советником по экономическим вопросам. Все это неизбежно вызовет разногласия как внутри самой партии, так и оппозиционного блока, и рискует привести к еще большей поляризации политической системы Малайзии.
Наконец, сама личность Исмаила Якоба весь спорная, а его критики с наслаждением тиражируют наиболее скандальные и провокационные истории с его участием. Достается ему за старые высказывания в адрес этнических китайцев в Малайзии, когда в 2015 г. Исмаил Якоб в стремлении поддержать малайских потребителей призывал использовать «власть» и «силу» для бойкотирования китайского бизнеса. В этом же русле Исмаилу припоминают масштабную поддержку индустрии вейпинга (прим. авт – электронные сигареты), в которой доминируют малайцы, несмотря на все запретные постановления Министерства здравоохранения. Значительной критике подвергается также его деятельность на посту министра обороны и старшего министра при Мухиддине Яссине, поскольку в его обязанности входило обеспечение безопасности страны на фоне COVID-19. На этом фоне неудивительно, что его приход к власти сопровождался протестами со стороны населения и подачей петиции с требованием его немедленной отставки, которая собрала уже более 350 тыс. подписей.
Таким образом, несмотря на определенную поддержку со стороны истеблишмента, короля и оппозиции, приход к власти Исмаила Якоба едва ли выглядит панацеей в тяжелых социально-экономических и внутриполитических условиях. Скорее, его можно рассматривать как промежуточную фигуру, которая необходима нынешней Малайзии для снятия первичных симптомов и подготовки почвы для проведения всеобщих выборов, итоги которых, вполне вероятно, нас еще удивят.
Александр КОРОЛЕВ, к.полит.н., доцент,
научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ