Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Ньян Лин Хтет. Укрепление российско-мьянманского сотрудничества в сфере образования

Ньян Лин Хтет. Укрепление российско-мьянманского сотрудничества в сфере образования

19.03.2015

Масштабная конференция, посвященная развитию сотрудничества в области образования между Россией и странами АСЕАН, прошла в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики четвертого февраля этого года.

Представители стран АСЕАН и российских университетов приняли активное участие в конференции, цель которой заключалась в определении конкретных мер для скорейшего введения в действие договоров о сотрудничестве в сфере образования, включающих в себя особый механизм содействия развитию отношений между регионами. Успех данной конференции подтверждается хотя бы тем фактом, что к настоящему времени Российская Федерация и страны АСЕАН подписали соглашения об обмене студентами. Помимо обсуждения сотрудничества между двумя регионами в целом, стажером Центра АСЕАН при МГИМО был представлен краткий обзор многолетних и быстро развивающихся отношений России и Мьянмы, отмеченных сотрудничеством и соответствующих стратегическим интересам обеих стран.

Дипломатические отношения между Россией и Мьянмой активизировались с 1967 года, после того как Россия наложила вето на резолюцию Совета безопасности ООН о введении санкций против Мьянмы. С этого момента отношения двух стран ни разу не были омрачены каким-либо проявлением враждебности или подозрительности, а сферы сотрудничества расширились, включив в себя экономику, образование и военные учения.

Общепризнанным является тот факт, что инвестиции в образование и повышение квалификации населения являются главной движущей силой экономического роста в 21 веке, в особой степени это касается развивающихся стран. В соответствии с подобным широко распространенным мнением, Россия и Мьянма, две выдающиеся страны, установили прочные двусторонние связи в образовательном секторе. В результате, отношения получили новый импульс к развитию, что принесло свои плоды в виде обучения специалистов, технологов и экспертов для обеих стран.

Сотрудничество началось с программ студенческого обмена — проекта, ответственность за который возлагалась на Министерства образования двух стран. В 1972 году двенадцать студентов из Мьянмы были отправлены на обучение в Московский государственный университет, а шесть российских студентов прибыли в Рангунский университет для изучения мультикультурных курсов и технических наук. Более 300 студентов из Мьянмы в 2000 году и 600 человек в 2004 году начали свое обучение в разных университетах Москвы. С того времени более 4000 мьянманских экспертов в научных областях (магистрантов, кандидатов и докторов наук) закончили различные российские университеты. Сейчас 2000 студентов проходят обучение в России.

Что же касается Российской Федерации, то тридцать студентов из России отправились на учебу в государственные технические университеты, а в университете иностранных языков в Рангуне и Мандалае были открыты факультеты русского языка.

Более того, ожидается, что согласно договору, заключенному во время визита премьер-министра России в Мьянму в ноябре 2014 года, в начале 2016 года будет запущена программа обмена преподавателями.

Кроме того, немаловажную роль в двусторонних отношениях играют расходы на образование. В течение 40 лет правительство Мьянмы потратило более 150 миллионов долларов на своих студентов в России и более 50 миллионов долларов на интеграцию образовательных систем. В то время как российское правительство потратило 100 миллионов долларов на строительство образовательной инфраструктуры. К примеру, Государственный технический университет в Рангуне и Главная библиотека Технического института Мандалая были построены на ассигнования российского правительства.

Результаты двустороннего сотрудничества в реальности оказались более значительны, чем можно было ожидать. Сейчас в университетах Мьянмы разработаны новые программы обучения специалистов нефтегазовой отрасли, компьютерных технологиях, общественной работе, рыночной экономике и туризму. Еще более изумительным стал тот факт, что группа кандидатов и докторов наук, прошедших обучение в российских университетах, в настоящее время предпринимают усилия по организации первого авиационного института в Мьянме. До этого они провели множество продуктивных исследований, включая изобретение в 2012 году первого в стране автоматического беспилотника. Более того, Мьянма запустила новые курсы русского языка, которые студенты могут изучать в университетах иностранных языков в Рангуне и Мандалае.

Ньян Лин Хтет,
Магистратура «Государственная политика и политический анализ»,
Высшая школа экономики