
01.06.2021
Соглашение о создании всеобъемлющего экономического регионального партнерства (ВРЭП), подписанное в ноябре 2020 года, стало важной вехой в развитии как региональной, так и мировой торговли. Крупнейший в мире торговый блок объединит десять стран АСЕАН и пять диалоговых партнеров ассоциации — Китай, Японию, Республику Корея, Австралию и Новую Зеландию.
О масштабности и потенциале новой зоны свободной торговли свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, на территории стран-подписантов проживают около 2,3 млрд. человек, что составляет 30% мирового населения. Во-вторых, совокупный ВВП, генерируемый участниками соглашения, равен $38,813 млрд и занимает долю в 30% от общемирового ВВП. В-третьих, согласно отчету UNCTAD, в 2019 году $442 млрд. или почти 29% от всех прямых иностранных инвестиций в мире пришлось на 15 экономик нового объединения. Ожидается, что ВРЭП позволит увеличить мировой ВВП на $186 млрд или на 0,2% к 2030 году. Однако, прежде чем договор о создании ВРЭП вступит в силу необходимо, чтобы он был ратифицирован как минимум шестью странами АСЕАН и тремя государствами, не входящими в ассоциацию. По состоянию на май 2021 года соглашение ратифицировали Таиланд, Сингапур, Китай и Япония.
Создание ВРЭП, без сомнения, окажет влияние на геоэкономический ландшафт Восточной Азии. Тем не менее, оставив за скобками рассуждения о том, кто больше всего выиграет от создания торгового блока, мы попытаемся обозначить какие выгоды ВРЭП принесет для всех подписавших его стран.
Прежде всего, необходимо отметить, что подписание соглашения происходило на фоне подъема экономического национализма в мировой экономике, когда рост антиглобалистких движений привел к Брекситу, торговым войнам, выходу из многосторонних соглашений, таких как NAFTA и Транс-Тихоокеанское партнерство, или пересмотру их условий. Пандемия COVID-19 нанесла дополнительный, еще более болезненный удар по мировой торговле и экономическому развитию. В результате объем мировой торговли товарами в 2019 году сократился на 0,1%, а в 2020 на 9,2%. В этой связи подписание ВРЭП играет важную роль, поскольку для выхода из глобальной рецессии необходимыми условиями являются развитие доверия и сотрудничества между странами, а также обеспечение свободной и открытой торговли.
Согласно основным постулатам либеральной школы экономической мысли, снижение барьеров на пути движения капитала, товаров и услуг стимулирует экономический рост. Это обусловлено тем, что для экономического развития необходимо наличие всех трёх факторов производства (труд, капитал, земля). Страны могут обмениваться факторами как в прямой форме - через иностранные инвестиции и миграцию рабочей силы, так и косвенно - через международную торговлю. Из этого следует, что снижение порогов доступа на рынки друг друга создаст для стран-подписантов соглашения ВРЭП трамплин для экономического роста и быстрого преодоления последствий пандемии COVID-19.
Важной особенностью нового регионального торгового блока является разница в уровне экономического развития его участников. В частности, если сравнить страны по показателю дохода на душу населения, то такие государства как Лаос, Филиппины, Индонезия, Камбоджа, Мьянма, Вьетнам будут соответствовать странам с доходами ниже среднего уровня (< $4045). В свою очередь, Китай, Малайзия, Таиланд входят в число стран с доходом выше среднего уровня (<$12 535), а Сингапур, Бруней, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия относятся к категории с высоким уровнем доходов на душу населения (> $12 535). Таким образом, участие в интеграционном объединении экономик, имеющих качественные различия, может вызывать беспокойство, что глубокая либерализация поставит под угрозу индустрии менее развитых стран. Однако, соглашение ВРЭП является довольно гибким и предусматривает большое количество послаблений для развивающихся стран. Для стран-участниц разработаны различные графики сокращения пошлин на отдельные товары (всего 38) с периодом в 20 лет или более, а также дифференцированные обязательства по либерализации услуг и инвестиций. Кроме того, в тексте соглашения оставляются без внимания такие сферы как экология и трудовые стандарты, поскольку слаборазвитым индустриям потребовались бы искать значительные денежные средства для модернизации, чтобы соответствовать этим стандартам. В результате мы можем резюмировать, что ВРЭП создаст условия, в которых страны с низким и средним уровнем развития смогут извлечь максимальную выгоду из соглашения.
Другим важным достижением станет унификация множества неоднородных торговых соглашений, которые зачастую пересекаются и дублируют друг друга. Такая ситуация, получившая название «миски с лапшой», создает трудности для компаний, которые хотят осуществлять свою деятельность сразу на рынках нескольких стран региона. Это связано с тем, что отдельные двухсторонние соглашения, имеющие разные правила, процедуры, и тарифы, как следствие, приводят к высоким транзакционным издержкам для хозяйствующих субъектов. Однако, ВРЭП позволяет решить эту задачу через установление единых правил торговли в регионе, создавая в нём так называемую «бесшовность». В результате товар из одной страны может попасть напрямую на рынок другой страны по одной установленной форме документации. Тем самым, компании стран-участниц ВРЭП значительно сокращают свои временные и логистические издержки.
Вероятно, наибольшее преимущество принесут закрепленные в соглашении правила происхождения товара. Согласно этим правилам, если 40% компонентов конечного продукта произведено на территории ВРЭП, то тогда такой продукт, с некоторыми исключениями, облагается более низкими таможенными пошлинами. Таким образом, после вступления в силу соглашения полностью производить конечный продукт становится выгоднее на территориях стран, входящих в ЗСТ. В результате можно ожидать, что такие условия дадут импульс для притока инвестиций в страны ЮВА, а также приведут к увеличению в регионе числа цепочек добавленной стоимости, которые будут включать в себя все этапы от первичной обработки ресурсов и производства компонентов до сборки конечного товара.
В заключении необходимо сказать, что соглашение стало прежде всего триумфом для АСЕАН, позволив ассоциации укрепить своё центральное место в процессах региональной экономической интеграции. По ряду политических противоречий ни Китай, ни Япония, ни другие крупнейшие экономики мира не могли стать приемлемыми для всех архитекторами нового экономического блока. Благодаря центральной роли АСЕАН, её инклюзивному подходу в региональных делах, нацеленности на поиск компромисса и взаимоприемлемых решений, удалось достигнуть подписания соглашения о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Как итог, ВРЭП стал важной вехой на пути экономической институциализации в Восточной Азии, потенциально усиливая взаимозависимость стран и открывая новые возможности для экономического роста.
Евгений АНТОНОВ, магистрант программы
«Глобальная политика и международно-политический анализ»
Факультета международных отношений МГИМО