Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Д.В.Мосяков. Непростая история российско-камбоджийских отношений

Д.В.Мосяков. Непростая история российско-камбоджийских отношений

04.06.2021

За свою 65-летнюю историю российско-камбоджийские отношения прошли через несколько этапов.

Первый этап, продолжавшийся с 1955 по 1970 г., связан с именем принца Нородома Сианука. Будучи выдающимся политическим деятелем Камбоджи, он прекрасно сознавал, в каком плачевном состоянии находилась его страна, когда начались гражданские войны и военные операции в соседнем Вьетнаме и на севере Лаоса, и Камбоджа оказалась в центре политических конфликтов на Индокитайском полуострове. Цель Сианука заключалась в маневрировании между всеми сторонами конфликта в Индокитае и сохранении Камбоджи в качестве острова мира и спокойствия в окружающем её бурном море. Важнейшим элементом его политики было сближение с СССР, в лице которого Сианук надеялся найти одного из основных гарантов независимости и мира в стране. Уже в 1955 г. он посетил Россию и подписал множество соглашений о сотрудничестве. Взамен СССР оказывал ему активную поддержку в национальном строительстве: построил больницу и технологический институт, разрабатывал коммерческие проекты и принимал на обучение в советских вузах студентов из Камбоджи.

Подобные дружественные и теплые отношения сохранялись в течение достаточно долгого срока, но постепенно пошли на спад, поскольку Сианук, ясно видевший в прокоммунистических силах угрозу своей власти в стране, все больше и больше переходил на антагонистическую позицию по отношению к ним, обвиняя не только Китай, но и другие коммунистические страны в поддержке его политических оппонентов. В это время они сменили тактику и предприняли вооруженное восстание в 1967 году после событий в Самлауте, а впоследствии перешли к подготовке к гражданской войне. Москва укреплялась в мнении, что Сианук не сможет удержаться у власти, поэтому советские лидеры стали уделять больше внимания его правым политическим оппонентам, которые по некоторым причинам считались способными проводить сбалансированную политику и быть лояльными по отношению к СССР. Сианук очень четко уловил эту перемену в отношении и в ответ, когда Москва в 1965 г предложила отложить его запланированный визит в СССР, заявил, что СССР ищет в Камбодже лакея, «а я вам не лакей».

Близкие контакты советских дипломатов с Сим Варом – одним из основных политических противников Сианука и будущих лидеров переворота марта 1970 г. – сыграли злую шутку с советско-камбоджийскими отношениями, так как заговор против Сианука был по сути поддержан в Москве, и до 1973 г. СССР поддерживал дипломатические отношений с правительством Лон Нола. Более того, до 1975 г. в советском посольстве были сотрудники, загадочным образом исчезнувшие после прихода к власти красных кхмеров.

События марта 1970 г. в Москве, связанные с отказом СССР предоставить временное убежище Сиануку, которое он запросил из-за случившегося накануне его возвращения на родину военного переворота, определяют начало второго этапа в развитии советско-камбоджийских отношений.

В этот период отношения были практически полностью разорваны, поскольку не только красные кхмеры, не получившие в 1965 г. поддержки из Москвы, но и сам Сианук были крайне враждебно настроены по отношению к СССР. Ни попытки советских дипломатов наладить отношения, ни обещания помощи и поддержки не возымели какого-либо эффекта, и представители Советского Союза узнавали о том, что происходило внутри революционного движения Камбоджи из разговоров с вьетнамскими коллегами, которые к тому времени также в большой степени потеряли рычаги влияния на своих камбоджийских «братьев». Во время правления Пол Пота СССР рассматривался как очевидный враг, и, хотя отношений между странами в этот период практически не было, многие политзаключенные были казнены, поскольку якобы являлись советскими шпионами или агентами КГБ.

Третий этап в истории советско-камбоджийских отношений начался в 1979 г., когда СССР совместно с Вьетнамом свергли режим Пол Пота и привели к власти его политических оппонентов.

Создание Национального фронта освобождения Камбоджи и нового правительства страны в 1979 г. стало началом наиболее активного периода сотрудничества между СССР и Камбоджой. Обширные поставки продовольствия, текстиля, нефтепродуктов, отправка многочисленных советников и специалистов, подготовка новых управленцев в СССР – все это стало основными приметами нового этапа отношений. В них царила атмосфера такой дружбы и взаимного доверия, что многие камбоджийские лидеры приходили в советское посольство играть в волейбол. Я был в Камбодже в это время и имел возможность непосредственно наблюдать эти близкие и доверительные отношения.

Но ничто не вечно под луной. Начало глубокого кризиса в СССР и попытки Михаила Горбачева разрешить его, капитулировав перед Западом вместе со всеми союзниками Советского Союза, в том числе, Камбоджой, вызвали болезненную реакцию руководителей НРК. В целях налаживания отношений с Китаем Горбачев стремился как можно скорее выполнить три условия Пекина, среди которых был вывод вьетнамских войск из Камбоджи и мирное разрешение конфликта с участием оппозиции, возглавляемой Сиануком и красными кхмерами.

Представители СССР и лично Горбачев на встрече с официальным лидером НРК Кхенг Самрином в 1988 г. заставили его уступить и принять раздел власти с оппозицией, за которой стояли США, Китай и страны АСЕАН. Такая политика давления не могла не оказать негативного влияния на отношение части руководства НРК к СССР, а впоследствии – и России. В результате сложилось определенное недоверие, а затем и безразличие со стороны России, которая после развала СССР в целом на некоторое время, казалось, отдалилась от всего, что происходило в Камбодже и даже в Индокитае.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что после периода охлаждения в отношениях, когда контакты свелись к минимуму, ситуация постепенно улучшается. Очевидно, что серьезное предубеждение против России и определенное недоверие по отношению к её политике все еще остается, что можно объяснить историческим контекстом. Но также заметны некоторые другие причины и интересы, формирующие новую реальность российско-камбоджийских отношений. Естественно, сейчас мы не настолько близки друг с другом, как это было в 1980-х гг., экономическое взаимодействие слишком ограничено, но мы, без сомнения, видим значительный потенциал его роста. В сложной и противоречивой обстановке в Юго-Восточной Азии, где противоборство США и Китая наиболее заметно, малые государства особенно заинтересованы в том, чтобы иметь сильных друзей для балансирования.

Для Камбоджи Россия может стать одним из таких противовесов, снижая зависимость Пномпеня от одной или другой великой державы. К слову, встреча премьер-министра Хун Сена с президентом России в мае 2016 г. в ходе Саммита Россия-АСЕАН только подтверждает это заключение. Их договоренности во многих сферах открывают новый этап в этой сложной и длительной истории взаимоотношений.

Д.В.МОСЯКОВ, доктор исторических наук, профессор,
руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии,
Австралии и Океании Института востоковедения РАН