Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Салам, батик!

Салам, батик!

09.09.2021

Москва. Вечером 7 сентября на Делегатской, в прекрасном дворце графа Ивана Андреевича Остермана, русского дипломата и вице-канцлера, состоялся большой сбор. В особняк, где с 1981 года находится Всероссийский музей декоративного искусства глава посольства Индонезии в России Жозе Антонио Морато Тавареш с супругой пригласили гостей на торжественное открытие выставки батика.

Для любого индонезийца батик — это не только кусочек причудливо расписанной хлопчатобумажной ткани. Это — образец настоящего искусства, существующего, развивающегося и процветающего в стране с восемнадцатого века. В том же веке и граф Остерман построил свой дворец. Так что «русское обрамление» пришлось как нельзя кстати древнему искусству батика.

Вряд ли роспись непривычного материала с помощью воска и последующего окрашивания стала бы столь популярной, если бы в основе ее не лежали философские и эстетические ценности народов, населяющих Индонезию. За четыре столетия батик стал важным символом национальной культуры островного государства, поначалу далекого и загадочного для остального мира. Батик явил это государство миру, помог понять его уникальность.

Именно он отражает красоту окружающей индонезийцев природы, позволяет с помощью лишь одной орнаментальной росписи, оригинальной и характерной для жителей той или иной местности, рассказать о том, как прекрасен мир и каким он видится им. Многообразие рисунков поражает воображение. Если не ошибаюсь, число их приближается к шести тысячам. Батик - это своеобразный язык общения между его создателями и целым миром. Невозможно представить, сколько усилий, терпения и любви необходимо для создания даже небольшого куска ткани! А то, что расписывается вручную, потребует (бывает и так!) не один год.

Батик сегодня годится и для более прагматичных вещей: из него шьют одежду и прочие аксессуары. Для того, чтобы производство батика стало доступным людям самого разного достатка, ткани расписывают не только вручную. Используют технику, слегка напоминающую изготовление набивных ситцев, когда-то весьма популярных в России. В наши дни индонезийская национальная одежда из батика доступна всем. А когда-то ее могли носить лишь представители высшего общества и члены королевской семьи.

На выставке во Всероссийском музее декоративного искусства москвичи смогут полюбоваться антикварными росписями на хлопке и шелке, сделанными в самых разных уголках Индонезии: на Яве (Центральной, Восточной и Западной), Суматре, Калимантане, где самым типичным является изображение цветка кенанга (илан-иланг), сладкого и ароматного. Полотно, на которое нанесена роспись, также не менее экзотично — оно сделано из ананасовых волокон. Здесь можно также увидеть батик «хококай», первые образцы которого были созданы в японскую колониальную эпоху в Пекалонгане (Центральная Ява) и рисунок которых представляет собой взаимопроникновение японской и индонезийских культур. Или батик из Соло, где изображена карта Вселенной в виде прямоугольников, украшенных цветами, и многое другое.

Число поклонников и знатоков этого искусства растет и в Индонезии, и во всем мире год от года. Как подтверждение этому факту — в 2009 году ЮНЕСКО внесла батик в список нематериального наследия человечества. С тех пор День батика отмечается в Индонезии ежегодно 2 октября.

Нам всем повезло. У москвичей впереди еще целый месяц для знакомства с красотой индонезийского батика. Выставка во Всероссийском музее декоративного искусства продлится до 3 октября: она приурочена празднованию национального Дня батика и проходит в рамках программы Посольства Республики Индонезия по продвижению батика в России.

Татьяна ФИРСОВА,
член Союза журналистов России