Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

В.Голикова. Правительство 15-ого президента Филиппин в преддверии 2015 года: успехи и перспективы

В.Голикова. Правительство 15-ого президента Филиппин в преддверии 2015 года: успехи и перспективы

26.11.2014

Филиппины с нетерпением ждут приближения Рождества, а затем на очереди празднества по случаю Нового года! С каким экономическим гандикапом Филиппины вольются в бурный 2015?

Филиппины входят в число быстро развивающихся стран региона ЮВА, где уровень квалифицированности трудовых ресурсов считается одним из самых высоких в мире. С 2002 года темпы экономического роста составили 5%, что превысило показатели двух прошедших десятилетий, а в первой половине 2014 года достигли 6%. Таким образом, в регионе Восточной Азии Филиппины уступили только Китаю (7,4%) и Малайзии (6,3%). Устойчивость денежных переводов обеспечила крепкую базу для стабильного валютного курса.

Чтобы своевременно отреагировать на вызовы мировой экономики, правительство утвердило обновленный вариант Плана развития Филиппин с 2011 по 2016 гг. В нем говорится о том, как достичь высокого и устойчивого экономического роста, который откроет перспективные возможности трудоустройства. Согласно Плану развития, правительство должно способствовать развитию экономики с помощью реформ в образовании и здравоохранении, а также обеспечить граждан доступом к базовым социальным услугам.

За последние два года филиппинская экономика показывала стабильно высокие темпы роста. Однако первый квартал 2014 года констатировал снижение показателей до 5,7%. С точки зрения предложения, сфера услуг продолжает быть главным двигателем роста и составляет 3,8% от общего роста. Сельское хозяйство находится на отсталом уровне развития. С точки зрения спроса, расходы на строительство и ремонт инфраструктуры, частное строительство незначительно стимулируют рост из-за инертного государственного потребления и упадка в частном строительстве. После долгих лет катастрофически низких показателей, уровень бедности в стране снизился на 3% между 2012 и 2013 гг., до 24,9%, что позволило 2,5 млн филиппинцев перешагнуть порог нищеты. За два года, впервые в истории страны, правительство продублировало позитивные показатели. Активная деятельность по созданию рабочих мест способствовала ускоренному снижению уровня бедности.

На повестке дня доработанная программа по восстановлению территорий, пострадавших от тайфуна Йоланда. На ликвидацию последствий тайфуна и землетрясения на Бохоле из госбюджета 2013 и 2014 года было выделено 162 млрд долларов. Неубедительные государственные расходы во втором квартале 2014 года, ужесточение денежной политики оцениваются как негативные факторы, которые обусловили спад темпов роста с 6,6% до 6, 4% в 2014 году и с 6,9% до 6,7% в 2015. Повышенный внутренний спрос будет по-прежнему стимулировать общий рост. Частное потребление, зависящее от частоты денежных переводов, составит более половины роста ВВП.

Программа реформ:

В среднесрочной перспективе, государство способно добиться устойчивости экономического роста путем проведения структурных реформ, а также инвестирования в человеческий капитал. Ключевые структурные реформы должны включать защиту прав собственности, способствовать повышению конкурентоспособности, упрощать законодательство. Правительство Филиппин планирует удвоить расходы на инфраструктуру (до 5% от ВВП) , здравоохранение и образование, за счет продуманного пакета реформ налоговой системы и административных реформ.

В последние три года, усилия правительства Бенигно Акино III по реформированию тарифной политики и улучшению налогового администрирования привели к положительным показателям - 1,3% от ВВП. Таким образом, государственный акцент преимущественно на структурном реформировании поможет стимулировать рост и создать надежное налоговое пространство. Филиппины стремятся стать конкурентоспособной страной на мировом рынке в ближайшем будущем. Реформы откроют возможности для создания рабочих мест и снижения уровня бедности.

Вера ГОЛИКОВА,
студентка 4 курса ИСАА