Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

В.Мазырин. Сотрудничество России с Вьетнамом: есть о чем задуматься

В.Мазырин. Сотрудничество России с Вьетнамом: есть о чем задуматься

20.04.2015

Для того чтобы эффективно взаимодействовать, необходимо правильно оценивать потенциал, устремления и возможности партнера. К сожалению, российско-вьетнамские отношения во многом базируются на уже устаревших представлениях, формах взаимодействия, и их нужно быстрее преодолевать.

Прежде всего, Вьетнам – это более не «младший брат», как в советское и постсоветское время. Он играет заметную роль не только в Юго-Восточной Азии, но и в мировой политике и экономике. За влияние на него идет острая конкуренция между Китаем и США, не стоят в стороне Япония, Австралия, ЕС, другие развитые страны. Поэтому Ханой может выбирать самые лучшие предложения, определять условия сделок, проводить независимую линию. Это значит, что благосклонности Вьетнама надо упорно добиваться, давать ему выбор и льготы, использовать его возможности, влияние на АСЕАН,  других восточных и западных партнеров. Главный вывод: его не удержать старыми методами, предстоит обеспечить взаимные интересы (connectivity).

С экономической точки зрения Вьетнам практически стал равноправным партнером РФ, а в ряде аспектов перешел на позиции донора, не реципиента. Вьетнамская экономика – одна из наиболее быстро развивающихся в мире: по размерам ВВП, измеренного в ППС, по оценке ВБ, она поднялась в 2014 г. на 32-е место в глобальном рейтинге, а в 2050 г. имеет все шансы стать 22-й. Это будет возможно при сохранении нынешних темпов прироста валового продукта на уровне 5-6% ежегодно. В 2014 г. она преодолела рецессию, вызванную мировым финансовым кризисом, уверенно выйдя на траекторию восстановления и роста, который, по нашей оценке, продлится до конца 2010-х годов. ВВП в номинальном выражении увеличился в 4 раза за 2004-2014 гг. (с 45 до 180 млрд долл.), на душу населения с 550 до 2 тыс. долл. СРВ по классификации ООН перешла в группу среднеразвитых стран.

В силу таких тенденций Вьетнам стал одним из самых привлекательных в мире мест для инвестиций в промышленное производство, аграрное и морское хозяйство. Последние годы страна ежегодно привлекает не менее 20 млрд долл. капиталовложений в форме ПИИ, осваивая около 10-12 млрд. Новым и отчетливым трендом стал перенос сюда производства ведущими транснациональными корпорациями, особенно в сфере микроэлектроники, из Китая, Таиланда, других более развитых стран. По сути, Вьетнам становится мировым сборочным цехом. Как показывает визит главы правительства РФ Д.А. Медведева в СРВ (5-7 апреля с.г.), крупные российские компании также пытаются использовать благоприятные возможности и занять свое место на перспективном рынке. В дополнение к действующим проектам согласованы поставки сырья для последующей переработки, например, нефти в бензин и проч. на НПЗ Зунгкуат, газа (СПГ) для производства газомоторного топлива в г. Хошимине и перевода на него общественного транспорта страны.

Потенциал Вьетнама настолько вырос, что он сам начал экспортировать капитал, в том числе активно в российскую экономику, причем не смущается брать объекты в самых сложных регионах – на Севере России, в Сибири. В этом отношении одним из самых значимых итогов визита стало соглашение о совместной разработке нефти на шельфе Печорского моря (месторождение «Долгинское») с АО «Газпромнефть» – новым участником сотрудничества. Насколько успешным оно может быть в данной форме, ясно показало другое СП, «Русвьетпетро», добывшее за непродолжительный срок 10 млн т нефти на Северо-Хоседаюском месторождении в Ямало-Ненецком округе.

Без учета нового проекта вьетнамские прямые инвестиции в экономику России с 2008 г. достигли 2,5 млрд долл, тогда как обратный поток за 30 лет составил лишь 2 млрд. Инвестиции в экономику РФ стали более выгодны в условиях ослабления рубля, значит, нужно всемерно поощрять вклад нашего партнера в ее развитие, активнее привлекать средства на Дальний Восток в форме ТОР, ОЭЗ, франко-портов. Россия постаралась сделать такие проекты привлекательными, хотя реакции пока не увидела. Возможно, сказывается бюрократия местных властей ДВО, отсутствие необходимой инфраструктуры и внутреннего финансирования, как в проекте по созданию производств на территории ПОЭЗ Советская гавань в Хабаровском крае. В них были готовы вложить средства бизнесмены провинции Кханьхоа (в агро- и аквахозяйства, кластеры легкой и пищевой промышленности). Вероятно, по той же причине «повис в воздухе» проект агрокомплекса в Подмосковье, заинтересовавший частную компанию из Хошимина. Этот проект уникален как по географии, отраслевой специализации (молоко), так и объему инвестиций (1 млрд долл.).

В целом представления о том, что Россия способна удерживать в равной мере позиции во всех сферах сотрудничества с СРВ, иллюзорны, тем более в условиях экономического кризиса, вызванного западными санкциями. Хотя наше партнерство называется всесторонним, на практике важнее сохранить лидерство в отдельных сферах, которые действительно имеют стратегическое значение и в которых Россия конкурентоспособна. К ним относятся внешняя политика, военно-техническое сотрудничество и энергетика. Сюда важно бы добавить агробизнес и торговлю продуктами земледелия, морского и лесного хозяйства. Это отрасли, в которых наши страны имеют огромные богатства и лидируют как экспортеры мирового масштаба. Для начала предлагаю создать Зерновой союз, объединить стратегические запасы пшеницы и риса ввиду растущего дефицита продовольствия на планете. Отрадно, что в ходе визита Медведева в СРВ обсуждались возможности поставки продовольственных товаров не только в Россию, но из России на вьетнамский рынок. Это значит, что столь нужная взаимодополняемость экономик двух стран достижима и может заменить растущую по мере подъема Вьетнама конкуренцию.

Важность сопряжения интересов сторон сильнее ощущается в торговле. Тенденция последних лет – снижение объема, технологических преимуществ нашего экспорта во Вьетнам. Поэтому устойчивым стал дефицит на уровне 1 млрд долл., что составляет почти ¼ всего товарооборота. Доля оборудования и машин в наших поставках упала до 17-20% (не считая военной техники), а преобладать стали сырье и продукция первого передела. Наоборот, импорт из СРВ, который еще недавно был по преимуществу традиционным (продукты сельского и морского хозяйства, текстиль и обувь), на 2/3 сегодня составляют изделия микроэлектроники. Доля обеих стран во внешней торговле друг друга не превышает 1%, определяя их место в иерархии прочих партнеров. С такими показателями задача поднять взаимный товарооборот с 4 до 10 млрд долл. к 2020 г., как планируют стороны, вряд ли достижима. Возможно, ее решению поможет создание Зоны свободной торговли между ЕАЭС и СРВ  в 2015 г., что подтверждено на встрече в Ханое. Но и на этом пути сохраняется немало проблем. В частности, для России важно, не отразится ли негативно на партнерстве и участии СРВ в интеграционном объединении со странами СНГ ее стремление быть членом и пользоваться всеми преимуществами других подобных форматов – скажем, проектируемого Соединенными Штатами Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП).

Таким образом, предстоит многое переосмыслить в наших отношениях с Вьетнамом, чтобы стратегическое партнерство с ним действительно крепло, а не деградировало, чтобы не было оснований у экспертов, комментирующих визит высокого руководителя РФ в СРВ, говорить о том, что нас там не ждут. Прежде всего, необходимо всемерно активизировать торгово-экономическое сотрудничество. Ведь без этого реальное стратегическое партнерство невозможно. Также важно оживить взаимодействие в сфере науки и техники, культуры и информации. Как вновь подтвердил недавний опыт, без такой опоры выстроить долговременные, серьезные взаимосвязи  невозможно. А поворот России в Азию, тем более его успех, требуют верных союзников, которые могут служить надежным мостом для продвижения сюда и, прежде всего, в ее восточную часть. Наша дипломатия справедливо видит в этой роли Вьетнам – влиятельного члена АСЕАН и друга нашей страны.

В.М.МАЗЫРИН, руководитель
Центра изучения Вьетнама и АСЕАН, ИДВ РАН