Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

Центр АСЕАН при МГИМО

Н.С.Куклин. Дипломатия гармонии и добрых услуг: глобальные шаги президента Джоко Видодо

Н.С.Куклин. Дипломатия гармонии и добрых услуг: глобальные шаги президента Джоко Видодо

04.07.2022

C 26 по 30 июня 2022 г. президент Индонезии Джоко Видодо отправился на историческую миссию по примирению стран Запада, России и Украины с целью преодоления глобального кризиса. Индонезия впервые в современной истории выступила на европейской и мировой арене за пределами своей исторической зоны влияния, вновь заявив о своей роли глобального посредника, к которой страна неоднократно обращалась в XX и XXI вв.

Для многих внезапное появление Индонезии в качестве потенциального медиатора стало неожиданным событием, однако Индонезия и ранее позиционировала себя как доброго посредника и миротворца. Этот образ эволюционировал, дополнялся и успешно реализовывался в рамках региональных кейсов, сохранив влияние и на современную внешнеполитическую доктрину страны. С учетом новой интересной роли этого актора, необходимо ответить на ряд вопросов: чего же ожидала Индонезия от этого турне, какие цели ставила перед собой и какие возможности по урегулированию она готова предложить?

Индонезия с момента обретения независимости всегда следует сбалансированной доктрине «активной и независимой внешней политики». Эта концептуальная формулировка отражает как национальную идеологию «Панча Сила», построенную на принципах социальной справедливости и уважения, так и древние традиции народов Индонезии, для которых характерно стремление решать проблемы с позиции диалога, а не с позиции силы.

Отсюда следует, что Индонезия ценит и поддерживает принципы равенства, суверенитета, достоинства каждого участника международных процессов, равно как и гармоничные отношения, основанные на переговорах и консенсусе. Согласно тем же индонезийским традициям, сила может быть проявлена лишь в случае, когда соперник угрожает исконной зоне влияния индонезийских интересов или наносит «прямое оскорбление» индонезийской стороне, и с ним невозможно договориться.

Таким образом, в индонезийской политической культуре и истории образ Индонезии строится вокруг ее суверенности и способности быть «над конфликтом», но при необходимости применение силы или решительные прямые действия также могут быть оправданы.

После падения режима Сухарто и завершения конфликта в Восточном Тиморе (1975–1999 гг.) Индонезия постаралась полностью исключить возможность применения силовых методов из арсенала внешней политики, оставив за армией функцию защиты государственных границ. Индонезийская дипломатия с начала 2000-х гг. стремится развивать заложенную в основе государственности идею о ее посреднической роли и формировать глобальное представление об Индонезии как о ценностно-дискурсивной силе, которая способна транслировать в мир добрые и понятные для всех принципы самобытной политической культуры. C другой стороны, у Индонезии накопился большой опыт урегулирования кризисных ситуаций, гражданских войн и силовых конфликтов, включая Камбоджу, Мьянму, Боснию, Афганистан, Судан и палестино-израильский конфликт, что повлияло и на ее сбалансированный подход к взаимодействию с разными типами политических режимов, их интересами и ценностями.

Турне Джоко Видодо с посещением саммита «Группы семи» в Германии и последующими визитами на Украину и в Россию выступает здесь практическим отражением этих концептуальных основ, так как помимо текущих национальных интересов у Индонезии есть и глобальная миссия, определенная отцами-основателями, — помогать другим странам добиться справедливости для своих народов и построить гармоничный мир.

Если ранее роль Индонезии как миротворца была сосредоточена преимущественно в Юго-Восточной Азии, либо в странах глобального Юга, то в рамках украинского кризиса Индонезия проявляет себя значимым участником в европейских делах и, более того, активно выступает на глобальной арене, содействуя разрешению серьезного международного конфликта. Сегодня это первая страна Юго-Восточной Азии, имеющая возможность влиять на мировые процессы через крупные глобальные и региональные площадки, например, G20, G7, ООН и АСЕАН.

Как Индонезия воспринимает украинский кризис?

Изначально 2022 г. должен быть стать для Индонезии годом реализации ее планов по концептуализации проблем постпандемического восстановления и устойчивого развития на площадке «Группы двадцати», где страна получила статус председателя. Однако февральские события поставили перед страной новые задачи быстрого реагирования на изменяющуюся с каждым днем мировую повестку. Индонезия, как игрок с глобальным статусом распорядителя крупнейшей площадки наиболее развитых стран мира, не могла оставаться в стороне, но в то же время не могла и отказаться от своей стратегии по использованию «двадцатки» как платформы для донесения своей позиции по продвижению постпандемического равного и справедливого развития для всех стран.

До начала острой фазы украинского кризиса индонезийские власти настороженно воспринимали ситуацию и попеременно обращались к той или иной стороне за разъяснениями, включая и возможность для них выступать в СМИ и представлять свою позицию. В дальнейшем эта логика сохранилась, так как полностью отражала индонезийские принципы, связанные с уважением равенства сторон и суверенных прав.

После начала активной фазы боевых действий и заявлений ряда стран о введении антироссийских санкций индонезийский МИД выступил с осуждением действий России, однако заявил, что Индонезия не подвергнется давлению и не будет предпринимать поспешных решений о введении санкций. Индонезия и далее продолжила следовать своим внутренним доктринам, демонстрируя приверженность национальным интересам в этой ситуации.

Индонезия поддержала резолюции ГА ООН ES-11/1 от 2 марта 2022 г. и ES-11/2 от 24 марта 2022 г., так как они содержали принципиальные для страны позиции по вопросам территориальной целостности (третий принцип «Панча Сила») и гуманитарной ситуации. Немаловажно и то, что Индонезия воздержалась при голосовании за резолюцию СПЧ ООН 11/4 «Приостановление прав Российской Федерации, связанных с членством в Совете ООН по правам человека», хотя и поддержала возможность создания независимой комиссии по расследованию ситуации на Украине. 30 марта 2022 г. министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди встретилась со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в китайском Туньси. Ретно призвала российскую сторону немедленно перейти от конфликта к диалогу и урегулированию, обозначив ключевой для индонезийской дипломатии тезис о том, что препятствия к восстановлению мировой экономики после пандемии должны быть сняты, включая и такие серьезные угрозы, как конфликт с применением силы.

Как председатель G20 Индонезия была сразу же вовлечена и в дискуссию о возможном исключении России из «двадцатки» или приостановлении ее участия в ноябрьском саммите на Бали. В рамках этой ситуации Индонезия опять же заняла сбалансированную позицию, отражающую ее концептуальное видение мировой политики. 27 апреля 2022 г. Джоко Видодо провел переговоры с Владимиром Зеленским, пригласив украинскую сторону принять участие в саммите «Группы двадцати». Украина приняла приглашение. 29 апреля 2022 г. Джокови провел телефонные переговоры уже с Владимиром Путиным, пригласив и российскую сторону принять участие в саммите. Этот шаг позволил Индонезии продемонстрировать, что она, с одной стороны, понимает и уважает позиции западных партнеров, а с другой — не собирается, как «хозяйка» саммита, игнорировать российские интересы, отрезая сторонам путь к потенциальным переговорам.

Продовольственная безопасность как поле возможностей для Индонезии

Развитие западными странами нарратива, связанного с мировым продовольственным кризисом, помогло Индонезии укрепить свои позиции как посредника и продвинуть на широкую аудиторию изначальную идею о том, что урегулирование украинского кризиса является продолжением усилий Индонезии по мировому постпандемическому восстановлению, то есть фактически у нее получилось вернуться к продвижению своих дофевральских глобальных инициатив. Это нашло отражение в тех вопросах, которые обсуждались на саммите США — АСЕАН 13 мая 2022 г., где индонезийская делегация активно проявила себя в рамках официальных встреч с высшим руководством США. Затем уже 27 мая озаботиться вопросами продовольственной безопасности и сдерживания России индонезийцев призвал Владимир Зеленский в своем неформальном выступлении в Indonesia Foreign Policy Community — аналитическом центре под эгидой известного дипломата, бывшего советника президента и замминистра иностранных дел Дино Патти Джалала. 5 июня новоизбранный австралийский премьер Энтони Альбанезе также говорил с Джокови о вопросах продовольственного кризиса в ходе своего первого зарубежного визита, совершаемого по традиции в Джакарту.

В мае 2022 г. Индонезия уже пострадала от глобального роста спроса на пальмовое масло из-за невозможности поставок подсолнечного. В попытках найти баланс между растущим спросом извне и внутренней продовольственной безопасностью Индонезия ввела запрет на экспорт пальмового масла и столкнулась с угрозой острого социально-экономического кризиса. После этого страна решила активно бороться за доступность продовольствия на мировом рынке.

По сообщениям авторитетной газеты The Jakarta Post, одной из важных целей визита Джокови в Россию стало «убеждение президента Путина разрешить экспорт заблокированного украинского зерна на мировые рынки», что могло бы значительно повысить авторитет Индонезии как страны, способной урегулировать этот глобальный вопрос. Индонезия смогла занять выгодную позицию по украинскому кризису, формированию которой способствовала как внутренняя приверженность страны собственным идеологическим и концептуальным принципам, так и внешние обстоятельства и понимание интересов западной и российской сторон. Турне Джоко Видодо, таким образом, может восприниматься как квинтэссенция индонезийской позиции по текущему кризису, так как президент стремится продемонстрировать, что он сторонник диалога и слушающий, надежный партнер.

Важным фундаментом для визита также является и позитивный имидж Индонезии, которая умеет становиться «своей» в рамках любого дискурса. Как россияне, так и представители западных обществ найдут в индонезийском информационном поле свидетельства поддержки их позиции на всех уровнях, что, однако, объясняется фракционностью индонезийского общества и мирным сосуществованием иногда диаметрально противоположных, но влиятельных политических и общественных сил. Вестернизированные элиты из Южной Джакарты, консервативные военные и либеральные политики, молодежные активисты религиозных организаций и светские националисты могут иметь разное восприятие событий на Украине, но все они помогают своему правительству осуществлять коммуникацию с другими заинтересованными сторонами в рамках второго трека дипломатии. Это свойство всегда было одной из уникальных особенностей индонезийской политической культуры с точки зрения инструментария и возможностей реализации национальных интересов.

Визит Джокови и оценка его дипломатии посредника

Исходя из логики развития событий, можно предположить, что Индонезия ставила в рамках данного визита две, присущих ее стилю, задачи. Первое — это выход на возможное мирное урегулирование, которое в идеале могло бы завершиться личной встречей президентов России и Украины на саммите «Группы двадцати» при посредничестве и гарантиях от Индонезии. Второе — ранее озвученная идея о преодолении продовольственной угрозы, в первую очередь развивающимися странам. Джакарта, которая серьезно сталкивается с международным давлением, заявляет две, по факту, неполитические цели: содействие урегулированию трагического конфликта и «спасение человечества от голода».

Последующие действия и заявления Джокови хорошо иллюстрируют эту позицию. Выступая на саммите G7 в Германии 27 июня 2022 г., Джокови призвал членов «Группы семи» и «Группы двадцати» совместно решать проблему продовольственного кризиса. Он предложил спасти мировые рынки, открыв экспорт зерна из Украины и убедив Россию возобновить свои поставки зерна и удобрений в глобальные цепочки поставок. По мнению президента, в таком случае российская продукция должна быть вне санкций, учитывая ее гуманитарную важность для всех. Он также связал решение продовольственной проблемы со скорейшим завершением конфликта. На встрече с президентом Владимиром Зеленским в Киеве 29 июня 2022 г. Джоко Видодо заявил о гуманитарных обязательствах Индонезии перед Украиной, пообещав взять на себя восстановление нескольких больниц в пределах Киева. Помимо этого, он призвал украинского коллегу передать послание президенту Путину и «оставить возможность для мирного урегулирования». Супруга президента госпожа Ириана также посетила Украинский научно-практический центр эндокринной хирургии, где встретилась с семьями пострадавших и передала медикаменты и гуманитарную помощь от Индонезии.

Кроме того, Джокови подчеркнул важность Украины для мировой цепочки поставок продуктов питания. По его словам, «необходимо приложить все усилия, чтобы Украина смогла возобновить экспорт продовольствия», так как это отвечает опасениям ООН по этой проблеме.

Завершающей точкой маршрута выступила Москва, куда после согласования позиций с западными странами и Украиной направился президент Индонезии. Главной интригой встречи был вопрос приглашения президента России на саммит G20, поскольку официальное приглашение от Индонезии поступило, но при этом в сеть просочились заявления итальянского премьера Марио Драги о том, что Джоко Видодо исключает очное участие Владимира Путина на саммите. При этом для индонезийской стороны вопрос продолжает оставаться сложным из-за угрозы бойкота саммита и невозможности в этом случае реализовать потенциал и миссию Индонезии как председателя.

На встрече с президентом России Владимиром Путиным 30 июня 2022 г. Джоко Видодо передал российскому лидеру послание от президента Украины Владимира Зеленского, содержание которого не разглашается. Стороны обсудили преимущественно двусторонние контакты в сфере экономики, научно-технического взаимодействия, а также гуманитарные, культурные, туристические, образовательные обмены и межрелигиозный диалог. Очевидно, что на данный момент можно лишь предположить, что именно обсуждалось за закрытыми дверями, поэтому пока представляется возможным опираться только на официальные заявления сторон, которые содержат упоминания как украинского кризиса, так и продовольственной проблемы.

Президент Индонезии представил свою позицию относительно конфликта и продовольственной ситуации, призвав к мирному урегулированию и улучшению ситуации. В свою очередь, президент России обозначил позицию, согласно которой Россия готова и далее добросовестно исполнять свои контрактные обязательства по поставке продовольствия, удобрений, а также энергоносителей и других критически важных товаров. Президент отметил, что считает крайне важным восстановление нарушенных санкциями цепочек поставок. Также российская сторона выразила готовность проинформировать индонезийскую сторону о ситуации на Украине. На фоне усилий президента Индонезии важным шагом является и то, что 30 июня 2022 г. первый корабль с зерном в сопровождении кораблей Черноморского флота РФ вышел из порта Бердянска.

Таким образом, Джоко Видодо в рамках своего турне достиг ряда целей, которые изначально ставила перед собой индонезийская дипломатия. Сам визит и призывы президента к переговорам и мирным инициативам являются очень ценными в ситуации, когда ряд стран (например, страны НАТО на саммите в Мадриде) видят эскалацию силового противостояния единственно верным сценарием. Важно и то, что позиция Индонезии построена не здесь и сейчас, а зиждется на основополагающих ценностях конституции страны, ее идеологии и видении современного мироустройства как гармоничного и взаимовыгодного.

Возможно, предполагаемая «программа максимум» и не была достигнута, стороны пока не сели за стол переговоров из-за полярности позиций и наличия красных линий, однако Джоко Видодо до конца своей миссии следовал ранее намеченным установкам и смог продемонстрировать миру сильную позицию, обозначить путь к переговорам и заявить о себе как о надежном посреднике. Безусловно, можно также говорить об успехе индонезийской дипломатии и необходимости этого шага для трансформации текущей ситуации.

Никита КУКЛИН, эксперт Центра АСЕАН
РСМД